Для зарабатывающих от 18 тыс. до 3 млн. грн. в год НДФЛ будет снижен с 15% до 10%, причем облагаться будет только сумма, превышающая 18 тыс. грн. Если база налогообложения составит 3 — 8 млн. грн., то за сумму превышения придется заплатить 15%. Максимальная ставка в 20% будет применяться для доходов от 20 млн. грн. Что касается ЕСВ — его размер предложено снизить с 36,3 — 49,7% (среднее значение — 37,6%) до 18%.

Для большинства занятого населения подоходный налог может быть снижен с 15 до 10%, а единый соцвзнос — до 18%

Оценивая нововведение как позитивное и необходимое, президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко напоминает, что проводить такие реформы необходимо в комплексе с другими мерами, которые в 2012 году были отображены в Концепции реформирования налоговой системы (авторства ГНСУ). Эта концепция, кроме изменения НДФЛ и ЕСВ, предполагает, в частности, снижение ставки НДС с 20% до 7-12% и увеличение минимальной зарплаты до 2 тыс. грн. Изначально данным документом предлагалось снизить ЕСВ до 15%. Но, видимо, ставка в 18% стала компромиссом с заинтересованными ведомствами.

Вместе с послаблением фискальной нагрузки у налогоплательщиков может добавиться обязанностей. Ведь в случае вступления изменений в силу подавать декларацию о доходах придется всем лицам с годовым доходом более 18 тыс. грн. (1,5 тыс. грн. в месяц). По данным Госстата за май, средняя зарплата украинцев составляет 3,253 тыс. грн. в месяц (около 39 тыс. в год). А, значит, отчитываться перед фискалами будет большинство занятого населения.

Уменьшение подоходного налога и ЕСВ будет сопровождаться внедрением всеобщего декларирования доходов

Главной целью реформ является отнюдь не облегчение жизни налогоплательщиков, а выведение экономики из тени. «Законопроектом предусматривается уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать как повышению социальных гарантий занятого населения, так и легализации зарплат. Ведь существующие ставки налогообложения фонда оплаты труда только усугубляют роль теневого сектора в экономике», — комментирует партнер ЮФ Лексфор Юрий Семенюк. Практически двукратное снижение налоговой нагрузки может привести к двойному увеличению легальных зарплат. По оценкам, приведенным в Концепции реформирования налоговой системы, объем зарплат в конвертах составляет около 170 млрд. грн. в год.

Основным аргументом для вывода зарплат из тени станет экономическая целесообразность. «Если сумма, которую экономят предприятия, скрываясь от легального налогообложения, станет сопоставима с расходами на обслуживание нелегальной схемы оплаты труда, для бизнеса появится серьезный стимул для выхода из тени», — уточняет глава налогового комитета Европейской бизнес ассоциации, руководитель практики налогообложения и юридических услуг Эрнст энд Янг Владимир Котенко.

В связи с отсроченной во времени реакцией бизнеса потери госбюджета на первых порах после вступления нововведения в силу будут неизбежны

От зарплат в конвертах бизнес откажется не сразу. «В украинской ментальности многое держится на принципе „Доверяй, но проверяй!“, ведь закон могут как приостановить, так и отменить. Поэтому сначала бизнес будет преодолевать недоверие, на следующем этапе — наблюдать за развитием ситуации, и только затем начнет постепенно легализовать доходы. Следовательно, мгновенного эффекта от нововведения не будет, но в течение года первые результаты Миндоходов уже увидит», — рассуждает управляющий партнер аудиторской фирмы Аксенова и партнеры Geneva Group International Елена Макеева. Самой сложной задачей станет изменение негативного имиджа контролирующих органов, который крепко засел в головах у налогоплательщиков.

«Снижение ставки ЕСВ до 18% приведет к общему уменьшению поступлений в фонды социального страхования, — анализирует Леонид Рубаненко. — При этом поступления в фонд страхования на случай временной потери трудоспособности, в фонд страхования на случай безработицы и Пенсионный фонд уменьшатся в 2 раза. В связи с этим будет необходимо внести изменения в закон „О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование“ для повышения размера отчислений от суммы единого взноса в фонд страхования от несчастных случаев по крайней мере до 5% (сейчас — 3,6354%)».

Законопроект, снижающий нагрузку на фонд заработной платы, могут вынести на голосование в пакете с непопулярными мерами, направленными на усиление налогового давления

«Пока зарплаты не выйдут из тени, снижение ставок НДФЛ и ЕСВ будет приводить к уменьшению запланированных поступлений в госбюджет, — отмечает  Владимир Котенко. — Поэтому сейчас одновременно с прохождением законопроекта об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда необходимо найти сферы, бюджетное финансирование которых можно приостановить безболезненно для общества».

Заполнить бреши в бюджете, которые могут образоваться сразу после вступления законодательного новшества в силу, вряд ли удастся без введения новых налогов или пересмотра существующих налоговых льгот. Поэтому механизмы, компенсирующие потери госбюджета, могут быть вынесены на голосование в пакете с законопроектом о снижении НДФЛ и ЕСВ. «Возможно, авторы законодательной инициативы как хорошие тактики изначально предполагают ее принятие в пакете с мерами, направленными на снижение расходов госбюджета, но пока не озвучивают все свои планы», — заключает Владимир Котенко.

Так как снижение нагрузки на фонд заработной платы — мера политически выгодная, изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2014 года, несмотря на положение Налогового кодекса об отсрочке в 6 месяцев

Согласно заключительным положениям законопроекта, касающегося снижения зарплатных налогов, ЕСВ и НДФЛ будут снижены с 1 января 2014 года. «По налоговому кодексу изменения каких-либо налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, — уточняет партнер ЮФ Лексфор Юрий Семенюк. — Но, принимая во внимание позитивный социально-политический эффект нововведений, при наличии политической воли правительства и большинства в парламенте законопроект имеет большие шансы на принятие. Однако, даже в этом случае нельзя исключить отсрочку вступления в силу на более поздний период».

Мария Бабенко