На начало мая 2013 года в общей структуре кредитного портфеля юрлиц доля кредитов, предоставленных компаниям оптовой и розничной торговли, а также тем, которые осуществляют ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, составила около 36%.

В структуре портфеля торговых предприятий наибольший удельный вес занимают кредиты оптовым компаниям (без учета торговли автотранспортными средствами) — по состоянию на 1 мая 2013 года их доля составляет 76%.

«Действительно, среди приоритетных отраслей кредитования на сегодняшний день является торговля. Это связано с желанием банков, как и любой компании на рынке, заработать прибыль как можно быстрее, неся при этом меньшие риски. Торговля отличается коротким циклом оборачиваемости, хотя и меньшей рентабельностью, чем например услуги и производство. Правило „деньги — товар — деньги“ в данном случае является основным, так как пока на рынке действует культура потребления и спроса, эта отрасль будет процветать и в дальнейшем», — сообщает главный специалист отдела региональной поддержки малого и среднего бизнеса ПАО «Банк Кипра» Анна Вовк.

Кроме того, торговля постоянно требует вливания кредитных средств, и выступает регулярным «клиентом» банка, принося ему регулярный доход.

Большую часть кредитной задолженности торговых предприятий (66%) составляет задолженность со сроком погашения до 1 года. Доля долгосрочных кредитов (свыше 5 лет) является незначительной (7%); остальные (27%) кредитного портфеля формируют кредиты со сроком погашения от 1 до 5 лет, большинство которых получено на улучшение материально-технической базы торговых предприятий. Почти 75% кредитного портфеля торговых компаний сформировано кредитами в национальной валюте.

Торговые предприятия преимущественно характеризуются приемлемым финансовым положением и рентабельной деятельностью. По данным Государственной службы статистики, уровень операционной рентабельности торговых предприятий по результатам 2012 составил 12,3%, что превышает показатели многих других отраслей. Объем просроченной задолженности в портфеле кредитов предприятий торговли за апрель сократился на 467 млн грн, а ее доля — уменьшилась с 9,4% до 9,2%.

«Для банка главное, чтобы заемщик доказал возможность вернуть в срок как основную сумму кредита, так и проценты. В условиях высоких процентных ставок и низкой инфляции, гораздо лучше чувствуют себя предприятия в отраслях, имеющих высокий маржинальный доход. Это торговля товарами широкого потребления (продукты питания, косметика, парфюмерия и другие), сельское хозяйство и фармацевтика», — сообщил Delo.UA зампред правления по корпоративному бизнесу ПУМБа Алексей Волчков. Он также подтвердил тот факт, что наибольшая доля корпоративного кредитного портфеля банков, в том числе и ПУМБа (у них этот показатель — 26%) пришлась на займы выданные предприятиям сферы торговли и посреднических услуг.

Как полагают в НАБУ, потребность отрасли в банковских кредитах будет оставаться существенной и в дальнейшем. Прежде всего, это объясняется необходимостью предприятий иметь достаточный объем оборотных средств для сохранения конкурентоспособности в условиях высокой конкуренции в сегменте торговли, где все больше компаний вынуждены предоставлять клиентам товарные кредиты. При этом основные риски такого кредитования обычно связаны с достаточно высокой долговой нагрузкой в области и ограниченным количеством ликвидного имущества, которое торговые предприятия могут предоставить в обеспечение по банковским кредитам.