«Так сложилось, что в Украине нет одного общего «Дома правительства». В здании Кабмина работают всего два министерства — Минэкономразвития и Минфин, все остальные разбросаны по Киеву в совершенно разных зданиях, поэтому сравнивать их затраты наотопление и обогрев даже в расчете на одного работающего некорректно, — говорит экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий. — Например, в Кабмине — высокие потолки, просторные кабинеты, широкие коридоры. Все это требует больших затрат на обогрев, чем, например, в скромном трехэтажном здании Минкульта. А чтобы обогреть зимой стеклянную продуваемую ветрами высотку Мининфраструктуры, надо намного больше тепла, чем на отопление их соседей — Минобразования и науки. Кстати, и лифты в транспортном ведомстве тоже влетают в копеечку по расходам на электроэнергию. Почему в 10-этажном Кабмине, который в два с лишним раза ниже здания Мининфраструктуры, расходы «тока» практически такие же? Потому что аппарат правительства вдвое больше, чем в МИУ (720 сотрудников против 291), плюс их лифтами пользуются сотрудники Минфина и Минэкономразвития (около 1500 человек), кабинеты которых расположены на верхних этажах».
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в свою очередь уверен, что статьи затрат на коммуникацию говорят о стиле работы ведомства. Так, например, в Администрации президента самые большие счета за телефон (в 2,2 раза больше, чем у занявшего второе место Минздрава) и интернет (в 2,3 раза больше, чем у следующего за ним по этому показателю Минэкологии). А вот по почтовым расходам АПзанимает 4-е место с конца, по затратам на канцелярию — предпоследнее. «Это значит, что у президента работают по-современному, с использованием новых средств коммуникации, оперативно, без лишних бумаг, — говорит Охрименко. — Похожий стиль работы, судя по затратам, у Мининфраструктуры.
А вот Минкульт и Минздрав, несмотря на солидные счета за телефон, при этом много тратят и на переписку. Возможно, они решают вопросы по телефону, а потом еще и дублируют это в письменном виде. Совсем иная ситуация в Минэкологии и МВД: там мало затрат на связь и интернет, лидерство держит переписка. Но если для силовиков это оправданно (все-таки через них проходит немало секретной информации, которую не доверишь телефону), то экологи явно работают по старинке».
Эксперты считают, что чем больше канцелярские расходы в министерстве, тем менее эффективно и оперативно организовано у него общение с гражданами и с подразделениями в регионах. «Уже 10 лет как вышел закон об электронной цифровой подписи, которая может подтвердить легитимность любого переданного по электронной почте документа. Но ею пользуются мало, предпочитая тратить казенные деньги на бумагу, конверты и марки, как было в 90-е годы, когда я работал в Кабмине», — сокрушается Лисицкий.
Похожие выводы можно сделать и из ответов самих чиновников. Так, начальник Главного управления по обеспечению доступа к публичной информации АП Денис Иванеско рассказал, что документооборот между сотрудниками и подразделениями Администрации осуществляется только в электронном виде: для архива распечатывают лишь итоговое письмо. «Каждый день нам приходит 12—15 запросов, на которые необходимо оперативно ответить. Если бы мы плодили бумажки и носили их из кабинета в кабинет, то вряд ли бы успевали быстро отвечать. Этим, кстати, можно объяснить и большие затраты на интернет-связь. Думаю, они увеличатся, ведь мы готовимся запустить страничку представительства президента в соцсетях», — говорит Иванеско. А вот телефонные расходы в АП могут быть больше, чем у других, еще и из-за роуминга: ведь работникам протокола надо согласовывать вопросы, связанные с зарубежными визитами президента.
Для сравнения мы решили рассказать, сколько платит по счетам наша газета, которая занимает трехэтажное здание. Оказалось, что за интернет мы платим больше, чем любое из рассмотренных ведомств, по счетам за телефонную связь нас обошла только Администрация президента, а за воду — Кабмин.
Ряполов Константин, Александр Панченко