Как отмечает издание, в первом квартале этого года доля Кипра в структуре иностранных инвестиций в Украину упала до $50 млн по сравнению с прошлым годом, когда они составляли $4 млрд или две трети всех зарубежных инвестиций. При этом возросли потоки средств с Британских Виргинских островов, из Швеции и Великобритании.
Ни киприоты, ни шведы, ни британцы, пишет Корреспондент, не имеют отношения к этим изменениям. В данном случае речь идет об украинских бизнесменах, которые массово переводят свои офшорные счета со средиземноморского острова в другие юрисдикции, и уже с этих счетов проводят все транзакции с Украиной.
«Я знаю пример, когда люди очень быстро перевели (бизнес) в Швейцарию: юридическая структура остается на Кипре, но в плане банковского обслуживания с Кипра ушли», — говорит старший юрист международной юридической фирмы Schoenherr Александр Бобошко.
Журнал отмечает, что отечественные предприниматели имеют достаточные причины для ухода с Кипра, где финансовый кризис привел к беспрецедентным мерам по стабилизации экономики в обмен на помощь ЕС. Налог на зарегистрированные на Кипре компании вырос с 10% до 12,5%, а на проценты по депозитам в банках подскочил в два раза — с 15% до 30%.
В тоже время депозиты свыше 100 тыс. евро в главном островном банке, Bank of Cyprus, оказались заблокированными: 37,5% вкладов банк обменяет на акции, которые специалисты считают неликвидным активом. Остальной частью денег вкладчик не сможет воспользоватся до стабилизации банковской системы Кипра. Аналогичные меры были приняты и в отношении Laiki Bank и Сyprus Popular Bank.
Масштаб бедствия украинских компаний на Кипре, подчеркивает Корреспондент, довольно велик: согласно оценкам экспертов, отечественные вкладчики разместили на острове около $2 млрд средств, от 40% до 60% которых теперь недоступны на неопределенный срок.
Об объемах средств, спрятанных отечественными бизнесменами в офшорных зонах, а также о возможных приемниках Кипра читайте в свежем №24 журнала Корреспондент от 21 июня 2013 года.