Предложенная около года назад тогда еще Государственной налоговой службой масштабная реформа системы оплаты труда обрела новую жизнь. В Министерстве доходов и сборов решили не отказываться от идеи либерализации законодательства и подготовили новые изменения в Налоговый кодекс и закон «О сборе и учете единого социального взноса на общеобязательное государственное соцстрахование». Если летом прошлого года в ведомстве не могли определиться со ставкой налога на доходы физлиц, то сейчас предложена широкая прогрессивная шкала налогообложения. Если годовая сумма доходов не будет превышать 18 тыс. грн (ежемесячно — 1,5 тыс. грн), то с 1 января 2014 года предложено применять к ней нулевую ставку; если годовой доход менее 3 млн грн (250 тыс. грн ежемесячно), то с суммы превышения будут администрировать 10%. Ныне действующая ставка налога на доходы физлиц — 15% — будет распространяться на доход не более 8 млн грн (666,6 тыс. грн), а максимальная — 20% — если показатель выше предыдущего. Напомним, что, согласно Налоговому кодексу, повышенная 17-процентная ставка применяется к доходу, превышающему десять минимальных зарплат (МЗ), то есть 11,470 тыс. грн.Предложенная около года назад тогда еще Государственной налоговой службой масштабная реформа системы оплаты труда обрела новую жизнь.
Кроме того, как и обещал ранее министр Александр Клименко, чиновники настаивают на всеобщем обязательном декларировании доходов, если их общая сумма за год превышает 18 тыс. грн. Сейчас граждане подают декларацию, если облагаемый доход выше 120 размеров МЗ (137,64 тыс. грн). В Миндоходов подсчитали, что если бы дифференцированные ставки применялись в 2012 году (общая сумма доходов местных бюджетов составила 60,7 млрд грн), местные органы не досчитались бы более 37 млрд грн. Однако частично — на 10,5 млрд грн — потери были бы компенсированы за счет эффекта легализации зарплат в сегменте доходов до 3 млн грн. Заместитель председателя Федерации профсоюзов Сергей Кондрюк сообщил, что в Миндоходов наконец-то прислушались к их предложениям «искоренить дискриминацию доходов». «Неконституционно и аморально брать налоги с зарплат, которые находятся на уровне прожиточного минимума. С зарплат учителей, врачей, металлургов сразу же снимается 15% и 17%, в то время как большинство богатых людей уже давно получает не зарплаты, а доходы от дивидендов, акций, депозитов»,— говорит господин Кондрюк.
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко хоть и считает предложенную норму европейской, но уверена, что значительного экономического эффекта для бюджетов от нее не будет. «Это яркая попытка продемонстрировать солидарность и справедливость. Однако если анализировать суммы поступлений, то основные платежи будут поступать от физлиц со средним уровнем доходов или ниже него, поскольку очень богатых людей не так уж и много»,— поясняет эксперт. А в Федерации работодателей предлагают привязать дифференцированные ставки не к конкретным суммам дохода, а к МЗ, чтобы избежать ежегодного пересмотра налогооблагаемого дохода.
В Миндоходов предлагают и снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) с 32,6-49,7% до 18% независимо от класса профессионального риска, хотя еще год назад предлагали ее в размере15%. Может быть, снято и максимальное ограничение на начисление взноса, который в 2013 году составляет почти 19,5 тыс. грн. Авторы документа признают, что доходы Пенсионного фонда сократятся вдвое — более чем на 80 млрд грн. Однако отмена ограничения на начисление ЕСВ, экономия на оплате ЕСВ за сотрудников бюджетной сферы и, возможно, введение сбора с операций покупки валюты компенсируют потери на 53,5 млрд грн. Легализация зарплат должна дать 105 млрд грн.
Эксперты не так оптимистичны в своих ожиданиях. Господин Кондрюк считает предложенный механизм безответственным шагом. «Такой подрыв поступлений в Пенсионный фонд приведет к катастрофическому увеличению дотаций из госбюджета,— опасается он.— Сейчас снижаются ставки налога на прибыль и НДС, и такой лояльности еще никогда не было. Однако сокращение ставок не демонстрирует взаимосвязь с детенизацией экономики. Те, кто не платил налоги, не будет платить даже 1%». Лидия Ткаченко напоминает, что в 2005-2006 годах была уже снижена ставка ЕСВ. Но из-за отсутствия положительного эффекта парламент вернул ее.
Впрочем, депутаты все же рассчитывают на положительный эффект легализации зарплат.
«Снижение ставки позитивно повлияет на процесс легализации. Работодателю будет выгодно платить белую зарплату, поскольку уклоняться от налогов и потом обналичивать средства тоже стоит денег»,— считает член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Александр Долженков (Партия регионов). Он уверен, что законопроект будет поддержан депутатами при условии, если будут найдены конкретные компенсаторы. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский говорит, что вывод из тени 245 млрд грн (сумма указана в проекте) возможен лишь при соблюдении нескольких условий: снижении административного и фискального давления на бизнес, а также предоставлении стимулов для развития. «Не ранее чем через пять лет при наличии не только слов, но и дел теневой сектор сократится вдвое — до 20%»,— резюмирует он.