Конечно, не обойдется без проблем. И главной из них станет процесс налаживания взаимодействия мира информации и машин с миром людей. И с обществом — в новой реальности, которая зарождается и растет на наших глазах.

Объем информации увеличивается. И вскоре один человек, располагая огромными массивами данных (и управляя системами, которые определяют жизнь миллионов с помощью машин, интерпретирующих информацию), сможет быстро, но всесторонне, осмысливать конкретную проблему и принимать более взвешенное, чем сейчас, решение. Рост потока информации, который мы наблюдаем в последние годы, многие эксперты называют главной проблемой и даже главной бедой человечества.

Именно поэтому социальная функция управления не просто изменится. Она значительно улучшится. Но ключевые решения на основе «машинных» прогнозов придется принимать все-таки людям. Машины не готовы мыслить в нужном алгоритме, учитывая желания или реакцию отдельных индивидов, социальных групп и целых народов.

Попробую объяснить на примерах.

Сейчас корпорации, настроенные на получение высоких прибылей, заняты изучением стремлений и поведения конкретного потребителя (на основе исследований фокус-групп). В будущем они будут оперировать куда более валидными выборками поведения целых социальных групп на основе данных соцсетей, где уже собрана вся информация о возможных реакциях каждого конкретного человека. Что в настоящее время крайне сложно.

Эти массивы данных, скорее всего, заменят рыночные исследования. Причем заменят качественно: в будущем спрос можно будет не только диагностировать, но и предсказывать во всех случающихся в реальной жизни ситуациях. Для этого просто не хватает информации о поведенческой модели, реакции на различные раздражители, вкусах, интересах, поведении. Но сегодня в развитых странах через социальные сети можно найти такие данные практически о каждом человеке. И использовать их в формировании бизнес-стратегии.

Это уже практически состоялось. Но возникает новая проблема: отсутствие этических и юридических механизмов регулирования и управления использованием этих данных. В обществе еще не сформировались законы и нормы морали в отношении применения подобной информации. Наше законодательство слишком медлительно — пока мы просто не можем адекватно реагировать на подобные вызовы.

Это социальная, а не технологическая проблема. Мы уже сейчас аппаратно готовы обрабатывать колоссальные объемы данных о каждом человеке, но пока не можем их полностью использовать, поскольку непонятно, какая именно информация может нанести вред правам и гражданским свободам человека.

Во многом само гражданское общество должно установить для государства границы использования подобной информации в прогнозировании. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы на основе данных отдельных людей страны улучшали охрану здоровья или собственную безопасность… Но это — с одной стороны. С другой — уже сейчас мы видим программы секретных служб, которые записывают телефонные переговоры, просматривают почту и «ведут» отдельных людей — мотивы этого пока непонятны.

Но это уже вопрос политиков, а не футурологов. Мы можем только указать бизнесу и властям путь, по которому может двигаться мир, располагая данными о человечестве в целом и каждом человеке в частности. Но не решаем, как именно эти данные можно и нужно применять.

Эрик Сигал