Всемирное наступление
В Европе 3G-технология дебютировала в марте 2003 года — одновременно в Великобритании и Италии. Тогда в странах Евросоюза оптимистично полагали, что операторы этой технологии будут обслуживать к концу 2005-го 80% населения Старого Света. Но пользователи восприняли новинку сдержанно. Услуги не пользовались ожидаемым спросом из-за высоких цен и отсутствия на рынке достаточного количества телефонов, поддерживающих 3G. Рынок в начале нулевых действительно не был готов к качественному рывку в стандартах связи — по сути, технология появилась раньше, чем соответствующие устройства. По большому счету быстрый интернет тогда можно было использовать разве что для видеозвонков, да и те были доступны едва на каждом десятом телефоне.
Ситуация изменилась только в 2007-м — с этого года наблюдается стремительный рост числа абонентов сетей третьего поколения. Это совпало с появлением сетей стандарта LTE, с запуском которого началось активное развитие мобильного интернета. Популярность последней технологии неуклонно растет — по данным Ericsson Mobility Report, в январе-марте 2013-го количество новых подключений к этим сетям достигло 20 млн. (к уже давно опробованной 3G подключились всего в три раза больше людей). По данным GSA (Международная ассоциация поставщиков оборудования для мобильной связи), сейчас в LTE инвестируют 156 операторов в 67 странах. «Если раньше считалось, что эта технология подходит только для развитых стран, то за последний год стало очевидно, что она также активно развивается в Латинской Америке и Африке», — говорит Алан Хадден, президент GSA.
Одновременно с развитием широкополосного мобильного доступа голосовая связь постепенно уходит в прошлое — пользователи значительно активнее используют мобильный интернет не только для просмотра контента, но и для общения. Это не могло не сказаться на структуре доходов и маркетинге мобильных операторов — в развитых странах они уже сейчас предлагают в качестве бонуса не интернет, а минуты голосовой связи.
Еще один тренд: для пользователей из развитых стран сейчас более приоритетным является качество покрытия, а не стоимость мобильного интернета. Глобально рынок телекома расти не будет, поскольку проникновение связи в некоторых странах превышает 100%. Но пользователи все чаще приобретают две-три SIM-карты (или дублируют основную), чтобы оставаться в доступе вне зависимости от того, каким гаджетом они пользуются.
Украинский путь
Отечественный рынок по-прежнему отстает практически от всего мира. «Отсутствие у операторов лицензий на 3G не дает возможности украинцам пользоваться лучшими наработками в услугах мобильного интернета», — объясняет Вячеслав Джулай, менеджер предложений по передаче данных «Киевстар». В МТС называют еще одно следствие отсутствия лицензий. «Недостаточная пропускная способность 2G-сетей сдерживает развитие рынка контент-услуг», — говорит Иван Золочевский, гендиректор компании «МТС Украина».
Продажа единственного владельца лицензий на 3G — компании «Укртелеком» — группе СКМ может встряхнуть рынок. Группа, скорее всего, будет развивать связь третьего поколения. Однако оснований предполагать, что «Астелит» (45% которой принадлежит группе) станет единственным владельцем лицензий, нет. По мнению большинства операторов, лицензии рано или поздно будут выставлены на конкурс. «В случае появления в Украине технологии 3G/4G темпы роста дата-трафика и доходы от услуг увеличатся», — уверен Джулай.
Правда, и в этом случае, по словам Анатолия Фроленкова, партнера консалтинговой группы Expert & Consulting, не стоит ожидать существенных и стремительных изменений на украинском рынке телекома. На развертывание сети уйдет не менее девяти месяцев. Во-вторых, неизвестно, сколько пользователи будут готовы платить за мобильный интернет. «Сейчас основная масса абонентов платит до $10 в месяц за высокоскоростной фиксированный доступ к сети и далеко не все готовы тратить существенно больше», — поясняет Фроленков.
Какой будет модель потребления и цена на пакеты мобильного доступа третьего поколения — пока не ясно. Соответственно, определить количество потенциальных потребителей этой услуги достаточно сложно. Также непросто определить и срок возврата инвестиций. «Сомневаюсь, что они будут быстроокупаемыми», — рассуждает партнер консалтинговой группы E&C.
Сейчас основная масса потребителей использует WiFi на базе фиксированного ШПД. Кроме того, в нескольких украинских городах (например, в Одессе) реализованы проекты мобильного WiFi — по сути эта услуга, не требующая частот и лицензий 3G, является продуктом-заменителем полноценных мобильных решений.
Яна Беседа