«Планируем, что уже в 2018 году 10-е и 11-е классы станут профильными, и дети смогут выбирать предметы, которые им помогут в будущей профессии, — рассказал директор департамента общего среднего и дошкольного образования Олег Ересько. — 18 часов в неделю будет посвящено обязательным предметам, и еще 20 — выберут. Последний блок разбивается на части — спецкурсы, выборочно-обязательные и допчасы. Так, если ученик сделает математику профильной, то он не будет ходить на нее, как на обязательный предмет. Часы по математике увеличатся и будут преподаваться группе углубленно. Что касается спецкурсов, то ученик выберет всего один профпредмет, а остальную нагрузку возьмет спецпредметами. Еще пять — допчасы, которые предложат школы. Также ребята должны будут выбрать из четырех выборочно-обязательных предметов два, один из которых будут проходить в 10-м классе, а другой — в 11-м».
К профпредметам ученики будут привыкать еще с 8-го-9-го классов. Профильные классы будут делиться на подгруппы (максимум — восемь человек). Учителей к нововведениям также начнут готовить еще в пединститутах и перепрофилировать в школах. К примеру, физик будет читать астрономию, учитель литературы — культурологию или историю религии и т. д. Еще одно новшество от Минобразования — введение профпроб. По словам Ересько, будущий переводчик сможет провести экскурсию на английском, а журналист — поработать в редакции. Список предметов может расширяться, и проект будут дорабатывать: «Одаренные дети смогут пройти сразу два или несколько профилей и быть ориентированными, например, на переводчика и физика».
Интересно, что физкультуру оставили в обязательных предметах. Ранее в стране было много шума из-за того, что дети не тянут спортивные нормативы, и была идея перевести физкультуру в разряд факультативов.
«Наши дети и так мало двигаются, поэтому мы добавили час физподготовки (сейчас — два, а в планах — три)», — говорит Ересько.
Украинские учителя позитивно восприняли идею МОН, но говорят, что могут быть неприятные последствия. «Нужно ориентироваться на потребности рынка труда. Можем получить ситуацию, когда на юристов и экономистов будут ориентироваться еще со школы. А ведь в стране и так этих специалистов больше, чем нужно, — говорит завуч столичной школы Людмила Кривошея. — Выбирать профессию ученики должны вместе с психологом. Ведь подросток может выбрать предмет лишь потому, что ему нравится учитель и его преподавание». Еще одна проблема, которую надо будет решать, — помещения. Ведь классы поделят на много групп, у каждой из которой — своя отдельная программа.
Профильные школы практикуют в Европе, США, а с 2012-го система внедрена в России. На этапе обсуждения проект вызвал волну негодования — в списке обязательных предметов значились физподготовка, ОБЖ и «Россия в мире» (микс истории, обществознания, права, географии и др.). Но потом учли предложения, и сейчас все довольны. «Все предметы у нас обязательные. Но если ребенок выбирает часть предметов по профилю, то на них ему увеличивают часы за счет других, — говорит учитель математики одной из московских школ Дмитрий Гущин. — По желанию школьники получают и гибрид из естествознания, биологии, географии, физики. Некоторые учителя возмущались, когда вместо одного предмета ему приходилось читать несколько. Но потом сработались, подтянули новые кадры в школах».