— Почему для модернизации украинской газотранспортной системы выбрали именно вашу компанию?
— Нас выбрали через тендерную процедуру, которая проходила в соответствии с правилами и законодательством Украины. Следует отметить, что из-за финансирования проекта Deutsche Bank список участников тендера сократился. Заем подразумевает государственные гарантии со стороны Германии, а страхование экспортного кредита заложено в финансирование. Мы являемся одной из крупнейших германских инженерных компаний-подрядчиков и работаем по всему миру более 80 лет. Мы специализируемся на разработке и реализации трубопроводов и насосных станций. У нас много отзывов и опыта по реализации проектов в Северной Африке, Латинской Америке, Азии и на Востоке. Модернизация насосных станций — одно из направлений, на которых мы специализируемся.
— Кто пригласил вас участвовать в тендере?
— О проекте модернизации украинской ГТС мы узнали из европейских газет. К тендеру нас пригласили представители «Укртрансгаза».
— Очевидно, Deutsche Bank решил работать с вашей компанией и потому оказал содействие...
— Вопросы о Deutsche Bank лучше поставить им самим, это их бизнес.
— Расскажите, в чем смысл пилотного проекта по модернизации станции «Бар»?
— Он нужен обеим сторонам, чтобы увидеть, насколько эффективной может быть модернизация в целом, то есть насколько сократится потребление нужного для работы ГТС газа, который сейчас излишне тратится. Кроме того, со снижением использования газа появляется и экологическая составляющая, поскольку в атмосферу поступает меньше выбросов.
— Почему вы используете именно оборудование Siemens?
— Мы не обязаны всегда использовать оборудование Siemens. Мы всегда готовы обсуждать этот вопрос с клиентом. В данном случае мы будем сотрудничать с местной отраслью и работать с украинскими компаниями. Если будет принято решение о том, что мы будем модернизировать всю ГТС, то мы привлечем местных партнеров. Их много — начиная от поставщиков до инженерных компаний, которые уже работали с трубопроводами, и мы очень рассчитываем на их опыт. Называть сейчас одну компанию и не упоминать о других было бы нечестно.
— Почему в ходе модернизации газотранспортной системы было принято решение перевести ее на электроэнергию?
— Для пилотного проекта мы решили с клиентом, что будем использовать оборудование на электрическом приводе. Тем не менее это не единственное решение для украинской ГТС. В одних случаях лучше использовать электрические турбины, в других — газовые. Все зависит от доступности и цены электроэнергии. Для Украины с ее ценами пока удобнее использовать электроэнергию. Но, возможно, в будущем ситуация изменится. Например, если удастся снизить цену газа, возможно, снова станет более выгодно работать на нем. Поэтому замена турбин будет проводиться выборочно, в зависимости от станции. Сначала будет сделан анализ доступности электроэнергии на каждом отдельном участке.
— Что дешевле: строительство новых обходных российских газопроводов или модернизация существующей украинской ГТС?
— Мы считаем, что с точки зрения экономии намного выгоднее модернизировать существующую ГТС. Насколько продолжительной будет эта модернизация, будет зависеть от конкретных решений. Но провести ее намного дешевле и быстрее, чем построить обходные трубопроводы, как это отмечается в результатах экспертизы, которую проводили «Укртрансгаз» и европейская компания MotMacDonald. Но модернизировать ли ГТС полностью, решать вашему правительству. На пилотном проекте мы только покажем, как это может быть сделано.
— Когда вы завершите этот проект?
— Проект модернизации станции «Бар» продлится 29 месяцев. Через 2,5 года все работы будут завершены.
— Вы уже успели проанализировать тот фронт работ, который вам предстоит проделать. В каком состоянии находится украинская ГТС?
— Мы проанализировали не только станцию «Бар», но и всю ГТС и пришли к выводу, что, несмотря на возраст, она находится в хорошем состоянии — за системой тщательно следили и очень хорошо поддерживали. Таким образом, ответ на вопрос, что лучше: новая ГТС или ремонт и модернизация, очень прост — последний вариант наилучший.
— Если с ГТС все в порядке, зачем ее модернизировать?
— Исходя из увиденного, можно сказать, что ГТС находится в хорошем состоянии. Но модернизация насосных станций многократно повысит их эффективность. Замена старых, низкоэффективных газовых турбин на выполненные по последнему слову техники электротурбины снизит затраты используемого на перекачку газа.
— Кто будет вашим партнером по реализации этого проекта?
— Координировать все наземные операции будет компания «Машэкспорт» (входит в российскую группу МРКС).