В мае продажи резко рухнули, а в этом месяце ситуация еще больше усугубится. И дело не только в том, что авто по «допошлинным» ценам в салонах почти закончились. В них практически нет даже подорожавших машин. Большинство импортеров решило пока не ввозить технику, подпадающую под уплату нового налога, рассчитывая вынудить чиновников отменить непопулярное решение.
Но заполнить образовавшуюся дыру другими авто, например, дизельными, компании так и не смогли. В середине года, когда поставки уже спланированы, а квоты поделены, убедить производителей выделить дополнительные партии машин удалось немногим. Рынок, по сути, вернулся в эпоху уже подзабытого дефицита времен докризисного автомобильного бума. Во многих салонах появились «листы ожидания» и очереди из желающие приобрести вожделенную модель. И понятно, что в условиях нехватки товара о цене уже мало кто спрашивает.
Те же, кто не хочет ждать и переплачивать, все присматриваются к подержанным машинам — спрос на вторичном рынке резко вырос, что позволило продавцам повысить цены на самые ходовые модели на 10%.
Между тем инициаторы коллапса на рынке — отечественные автосборщики — считают, что это невысокая плата за восстановление отрасли, которое, якобы, уже началось. В мае украинский автопром подрос сразу на 13%, а ЗАЗ впервые за долгие годы возглавил топ-10 наиболее популярных марок в стране.
Заводы уже строят наполеоновские планы, мечтая заполучить машинокомплекты и разрешения на сборку в Украине самых ходовых иномарок, как правило китайских. Импортеры, тем временем, решили взять чиновников измором и заставить их отменить пошлины, практически прекратив поставлять подорожавшие машины.
Чьи аргументы: импортеров, заморозивших поставки и отчисления в бюджет, или автомобильных баронов, спекулирующих на теме поддержки «отечественного производителя» окажутся более убедительными, пока неизвестно. Ясно одно: оплачивать это противостояние придется рядовым покупателям машин.