Платежная система MasterCard, Альфа-банк и мобильный оператор «Киевстар» разработали алгоритм расчетов за покупки с помощью мобильных телефонов, использующих технологию NFC. Эта технология беспроводной высокочастотной связи позволяет передавать данные между устройствами на расстояние до 10 см. VimpelCom Ltd, материнская компания «Киевстара» и MasterCard еще в марте заключили соглашение о совместном развитии NFC-платежей. Тогда стороны не раскрыли подробностей проекта.
По словам начальника отдела мобильной коммерции компании «Киевстар» Леси Запорожец, клиенту, желающему осуществлять NFC-платежи, необходимо будет иметь смартфон с SIM-картой, которые поддерживают стандарт передачи данных NFC. Потребитель также должен быть клиентом Альфа-банка, хотя в будущем перечень учреждений может расшириться. Технология позволит оплачивать через терминалы, принимающие платежи NFC, покупки на сумму до 100 грн без введения пин-кода.
«Расчеты можно осуществлять где угодно при условии, что там есть специальный терминал для бесконтактных платежей»,— заверил директор розничного бизнеса Альфа-банка Пиотр Качмарек. По словам генерального директора представительства MasterCard в Украине Веры Платоновой, уже установлено 18 тыс. терминалов с функцией приема бесконтактных платежей (12,5% всей сети терминалов). Строительство сети началось в 2011 году в рамках запуска бесконтактных карт: система MasterCard продвигает PayPass, а Visa — payWave. До конца года количество бесконтактных терминалов должно увеличиться на 30%.
Анонсированная услуга заработает лишь к концу года. «Нам еще предстоит заказать SIM-карты с поддержкой NFC, договориться о дистрибуции,— говорит Леся Запорожец.— Хотелось бы, чтобы клиент мог оформить SIM-карту и банковскую карту в одном месте». Альфа-банк будет предлагать новую услугу как своим клиентам, так и клиентам «Киевстара». За счет этого в банке планируют привлечь 250-300 тыс. клиентов. По словам госпожи Запорожец, в сети «Киевстар» используется порядка 100 тыс. смартфонов со встроенным модулем NFC. Всего «Киевстар» обслуживает 27,54 млн абонентов, или 46% рынка, подсчитали в исследовательской компании AC&M Consulting. Финансовые условия сотрудничества оператора и банка еще не утверждены. «Есть два варианта: либо мы будем брать фиксированную плату за привязку платежной карты к SIM-карте, либо комиссию за каждый платеж»,— говорит госпожа Запорожец. Свои планы по выручке от нового сервиса в «Киевстаре» не раскрывают.
Российский мобильный оператор МТС — конкурент компании VimpelCom на рынке СНГ — в 2012 году запустил аналогичный сервис совместно с MasterCard и Банком Русский Стандарт. Его украинская «дочка» пока не считает экономически целесообразным внедрять оплату товаров и услуг при помощи NFC-технологий. «Для успешного развития подобных сервисов требуется соответствующая финансово-платежная инфраструктура. В Украине она только начинает развиваться. Точек и терминалов, способных принимать бесконтактные платежи, пока недостаточно даже в крупных городах. Сдерживает распространение бесконтактных платежей и малое количество смартфонов, поддерживающих технологию NFC. К тому же это, как правило, модели дорогих категорий, доступные немногим, в то время как микроплатежи, по сути, должны быть массовой услугой. Говорить о существовании рынка подобных услуг в Украине пока рано»,— рассказала руководитель отдела по связям с общественностью «МТС-Украина» Виктория Рубан.
В ПриватБанке, где первыми в Украине начали эмитировать бесконтактные карты и внедрять оплату товаров по QR-кодам, положительно оценивают перспективы мобильных платежей. «У нас до 15% клиентских операций в сутки совершается через смарт-банкинг. Спрос на эти услуги появился, когда мы смогли предложить такой продукт»,— сообщили в пресс-службе учреждения. Однако бесконтактные платежи доступны далеко не всем клиентам банков, так как сначала эта технология запускается в премиум-сегменте. «В основном бесконтактные технологии привязаны к золотым и платиновым картам — до 10% таких пользователей осуществляют бесконтактные платежи»,— отметила Вера Платонова. Вследствие узости этого сегмента лишь 3-5% всех платежей являются бесконтактными. По прогнозам исследовательской компании Gartner, в мире в 2013 году через NFC пройдет всего 2% мобильных платежей, а в 2017 году — 5%. И хотя эти технологии станут прибыльными при более массовом внедрении, пока у них небольшая целевая аудитория. «В будущем банки будут продавать порядка 50% своих продуктов через мобильные и онлайн-каналы, экономя на отделениях и сотрудниках»,— уверен глава правления Банка Кипра Иван Кузовкин.