Образование может помирить такие противоположности, как понимание и сопротивление в отношении к интернету. Есть же сейчас какое-то ОБЖ в школах. И хотя «основы безопасности жизнедеятельности» уже по названию выглядят скорее агрессивно, чем адаптационно, потому что нацелены на нечто чрезвычайное, на какие-то ЧП, но идея взаимодействия человека и среды в принципе хороша.
«Экология цифровой среды» или «Экология интернета» — как-то так могла бы называться эта образовательная дисциплина. Можно много рассуждать о ее наполнении. Есть немало очевидных технических, социологических и психологических предметов, но я хотел бы особо остановиться на трех неочевидных методологических аспектах.
Прежде всего, как ни странно, необходимо подумать о защите детства. Интернет становится средой социализации. Старшие поколения социализировались в интернете уже во взрослом возрасте, имея офлайновые навыки. Нынешним детям сложнее. Они без всякого опыта социализации попадают в новый мир, где опыт взрослых им не подмога и не защита, потому что там еще нет механизма передачи поколенческих навыков.
Больше того, родители не понимают этого нового детского состояния. Кажется, что ребенок - вот он, сидит с планшетом или компьютером, дома, под защитой. А он не здесь, он в другом мире, и он там один. Безусловно, ограничения необходимы, даже из соображений гигиены, чтобы дети не сидели перед монитором часами. Но проблема ограничений в том, что они перестают работать, как только источник ограничений ослабевает. И тогда тот, кто был огражден ограничениями, идет вразнос. Выпущенные вдруг на волю из-под надзора всегда наломают дров больше, потому что внутренних ограничений-то нет; примерно про это говорил Достоевский: если Бога нет, то все можно.
Поэтому нужны методики воспитания внутренних ограничений. Начиная с банального «не бери конфету у чужого дяди», «не переходи улицу на красный свет» и тому подобного. Какие-то такие поучения, применимые именно для цифровой среды. Ну, например: как оградить детей от мошеннических SMS, которые чаще всего предназначены как раз самым доверчивым. Какие здесь необходимы правильные поучения и педагогические приемы? Нет их, не наработали еще. Думаю, был бы очень полезен веб-ресурс, собирающий приемы и кейсы для родителей. Технические программы родительского контроля уже есть, а вот педагогики в этой сфере еще нет.
Второй методологический принцип экологического образования в цифровом обществе связан с новым осознанием исторического времени. Многие общественные проблемы происходят от того, что люди не понимают фактора сжатия времени.
Когда эпоха была длиннее жизни поколения, то человек успевал адаптироваться. Это была всего лишь проблема отцов и детей, она известна и в стабильные периоды. Во время перемен конфликт отцов и детей дает полезный опыт — он помогает обществу в целом перестроиться на новые рельсы. Сейчас эпоха сделалась короче жизни поколения. Если раньше новое и старое делилось на «отцов и детей», то теперь то и другое втискивается в жизнь одного человека, причем уже по нескольку раз. В одном поколении теперь умещаются несколько технологических эпох.
Мы же по старинке экстраполируем вперед наше старое представление о медленном историческом времени. Цифровая революция воспринимается примерно так же, как индустриальная: общество перестроится, освоит компьютеры, как некогда механизмы, и жизнь потечет в новом русле.
Но так уже не будет
Изменения столь часты, что пауз между ними нет. Отдельные взрывы, ранее достаточно редкие, теперь слились в рев реактивного двигателя. Впереди не новая эпоха, впереди постоянный рев, постоянная смена эпох, все ускоряющаяся.
Причем человечество само растянется в этой череде ускорений. Передовые отряды уже через десять лет будут улучшать организм веществами и гаджетами. А их самый-самый продвинутый авангард через 20 лет скопирует себя в сеть целиком. Тогда как остальной шлейф человечества распределится и застынет во всех прошедших эпохах: цифровой, индустриальной, аграрной. А есть и будут еще племена, которые занимаются охотой и собирательством. С калашниковым и мобильником, но все равно в племенном обществе.
Эффект темпоральной кометы с передовым маленьким ядром и рассеивающимся отстающим шлейфом стирает наш опыт отношения к историческому времени, основанный на идее эпох. Рэй Курцвейл значительную часть своей книги «Сингулярность уже рядом» посвящает разъяснению этого феномена экспоненциального ускорения исторического времени и показывает, к каким ошибкам приводит «линейное» понимание будущего и даже уже настоящего. В свою очередь, «экспоненциальное» восприятие исторического времени чрезвычайно трудно для осознания, ну нет у нас такого опыта.
Смена темпоральной парадигмы происходит прямо сейчас, потому что именно сейчас эпоха впервые уместилась в размер поколения. Я часто сталкиваюсь с этой линейной темпоральностью при обсуждении будущего газет. Многие даже хорошо образованные люди ждут следующих серьезных технологических перемен через сто или пятьсот лет. Но уже на горизонте трех-четырех лет видно, как они не правы. Не мне видно — им самим видно: я наблюдаю, как изменились настроения многих оппонентов.
Видно, как ломается их старое восприятие исторического времени, грубо, зримо, на их собственном профессиональном материале. Ломается через стресс, агрессию, депрессию или, все чаще, через апатию.
Это довольно сложная тема, в нашей литературе я вообще не встречал материала, который мог бы помочь с простым и ясным ее донесением. Несмотря на ее «теоретичность», она имеет большое прикладное значение: политическое, экономическое, предметно-профессиональное и даже психотерапевтическое. Цифровое экологическое образование без понимания этого темпорального сдвига просто невозможно, потому что оно всегда будет отставать от перемен.
Третий методологический аспект цифрового образования связан уже непосредственно с понятием медиаграмотности. Грамотность всегда была политическим и культурным фактором, а теперь медиаграмотность еще и выполняет функцию тайм-менеджмента или даже личной гигиены.
Причем концепция медиаграмотности работает и на вход, и на выход контента. Ведь идею TheDailyMe, выдвинутую Николасом Негропонте еще в середине 1990-х, теперь надо понимать двояко. С одной стороны, каждый пользователь сети становится сам себе редактором, формирующим свое медиапотребление с помощью тех самых трех фильтров: закладки, вирусный редактор, алгоритмы релевантности. Правильная настройка фильтров (или хотя бы их понимание) обеспечивают гигиену потребления контента и успешную социализацию.
В то же время каждый человек становится сам себе еще и выпускающим редактором. Освобожденное авторство дарует возможности, но и риски. Выпускаемый вовне личный контент влияет на последующую гигиену отношений, да и просто на информационную безопасность человека. В общем, надо понимать, что, куда, как и когда сообщаешь.
Здесь инструментарий достаточно очевиден, он услужливо наработан журналистикой за 400 лет медийной активности. Редакторские и авторские приемы уже стихийно перенимаются рядовыми пользователями сети.
Именно в эту секунду десятки или сотни людей на планете раздумывают над заголовком, подписью к фотографии, редактируют собственную запись в социальных сетях, решают, какому источнику доверять. Никогда раньше обычные люди этим не занимались.
Как и чему учить, тут понятно. Этот новый навык медийности становится важным фактором успешной социализации, причем независимо от профессиональной и социальной принадлежности человека.
Раннее обучение детей, темпоральная адаптация, медиаграмотность — вот, вероятно, три кита, на которых могло бы строиться цифровое экологическое образование. Вряд ли, конечно, этому вопросу сейчас найдется место в нашей общественной повестке, другие заботы. Ну что ж, если сопротивление и тут бессмысленно, то хотя бы понимание не помешает.