Когда по всей Европе останавливаются нефтеперерабатывающие заводы — это не так обидно, как если бы упадок коснулся лишь отечественных производителей топлива. Похоже, мировой рынок решил утешить собственников украинских НПЗ: переработка нефти вдали от мест ее добычи становится все менее рентабельной.
Европейское поветрие
Многие европейские НПЗ если еще не остановились, то находятся на грани остановки. Например, в апреле 2013 года собственник «Лукойла» Вагит Алекперов «осчастливил» власти Сицилии заявлением о том, что ему больше невыгодно перерабатывать нефть на принадлежащем ему комбинате ISAB, расположенном на этом острове. И надо либо сокращать мощности и увольнять сотрудников, либо модернизировать предприятие — если, конечно, местный бюджет хочет в этом поучаствовать. Причина — обилие импортного топлива отличного качества, из-за которого в Италии спрос на собственный бензин упал до минимального значения почти за 10 лет.
Далекие от моря НПЗ в Чехии и Восточной Германии вообще столкнулись с проблемами, которые, казалось бы, возможны только в Украине — им перекрыли поставки сырья по нефтепроводу «Дружба». Российские нефтяные компании решили, что теперь им выгоднее качать нефть в порты Балтийского моря. Оставшись без работы, чешские НПЗ «Кралупы» и «Литвинов», а также немецкий НПЗ Miro попытались было увеличить закупки нефти через Италию по трансальпийскому нефтепроводу, но мощностей этой трубы не хватает для полноценной работы. Здесь бы очень помог проект по транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Одесса — Броды — Кралупы (к нему готовы и украинская, и чешская стороны). Но пока что этот проект блокируется словацким оператором нефтепроводов Transpetrol, который частично принадлежит россиянам.
В целом с 2008 года в Европе закрылись 16 нефтеперерабатывающих заводов — мощности по переработке нефти сократились на 10%. До 2020 года этот показатель уменьшится еще на 10% — многие экспортеры нефти сейчас строят НПЗ недалеко от скважин. В одной только Саудовской Аравии возводятся три мощнейших и современнейших перерабатывающих завода — один в Персидском заливе и два на Красном море. Первый из них будет запущен уже в нынешнем году, а совместные мощности страны к 2017 году будут способны полностью закрыть спрос таких рынков, как Испания или Италия. Не стоят в стороне и другие добытчики. Азербайджанская госкомпания SOCAR намерена самостоятельно перерабатывать свою нефть в Турции — там в городе Алиага на Эгейском побережье строится НПЗ Star стоимостью 5,1 млрд. евро. Заработает этот объект также к 2017 году.
А вот Россия уже сейчас «давит» на европейские рынки даже без какой-либо реконструкции своих НПЗ. Дело в том, что в РФ в прошлом году существенно сократился внутренний рынок нефтепродуктов — в стране продолжается рецессия. В результате весь избыток дизтоплива ушел на экспорт, и на европейских рынках тонна ДТ в опте подешевела за год с $946 до $865,75, а прибыль европейских нефтеперерабатывающих заводов уменьшилась с $17,1 до $14,8 на барреле. Наращивает экспорт в Европу и белорусский завод «Нафтан».
Российская нефтепереработка долгое время была одной из самых отсталых: за рубеж продавалась преимущественно сырая нефть, а для внутреннего рынка хватало и некачественного бензина. Но теперь правительство обязало нефтяные компании заняться модернизацией: с нынешнего года в России запрещена продажа топлива стандарта Евро-2. Евро-3 останется «в законе» только до конца 2014 года, Евро-4 — до конца 2015-го. «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром-нефть» намерены в сумме вложить в модернизацию около $60 млрд.
Рано или поздно волна топлива — арабского, российского и прочего — захлестнет Европу.Реконструкция большинства их НПЗ предусматривает повышение не только качества, но и глубины переработки, а значит — выхода светлых нефтепродуктов.
Правда, отечественные эксперты сомневаются в своевременном выполнении этих планов. «Ситуация там не очень способствует инвестициям. Поэтому большинство нефтяников надеются на очередное продление сроков действия старых стандартов», — комментирует Геннадий Рябцев, заместитель руководителя НТЦ «Психея». Но все же рано или поздно волна топлива — арабского, российского и прочего — захлестнет Европу.
Завод закрытия
На отечественном топливном рынке наиболее пагубными для нефтеперерабатывающих предприятий оказались демпинг группы «Приват», засилье белорусского и особенно контрабандного топлива. Поэтому начиная с 2005 года в стране закрылись практически все НПЗ, кроме «Укртатнафты», принадлежащей упомянутой днепропетровской группе. Последним сдался в 2012 году лисичанский НПЗ: ТНК-ВР объявила о возможной продаже завода и занялась более прибыльным делом — импортом топлива, преимущественно из Беларуси. точно так же, как и «Лукойл», остановивший Одесский НПЗ еще раньше из-за сырьевой блокады со стороны «Привата», который, контролируя госоператора трубопроводов «Укртранснафту», остановил прокачку российской нефти по Приднепровским трубопроводам, переведя их в реверсный режим работы.
Официально заводы останавливались на реконструкцию, однако на протяжении многих лет в них не вкладывалось ни копейки. Например, руководитель дольше всех простаивающего Херсонского НПЗ Владимир Семеген повторил «Инвестгазете» практически то же, что и два года назад: «Сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами о реконструкции завода. Если они будут продолжаться в том же направлении, что и сейчас, то к концу лета они, возможно, дадут более-менее конкретный результат». Это предприятие было наиболее отсталым на момент остановки, приблизительно в таком же состоянии были НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья».
По оценкам Рябцева, минимальная стоимость реконструкции лисичанского НПЗ до того состояния, при котором переработка станет рентабельной даже при условии уплаты всех налогов, составляет $500 млн., а сам процесс займет не менее четырех лет. Приблизительно такие же суммы нужны и Одесскому НПЗ, а устаревшим заводам — намного больше, поскольку их пришлось бы строить практически с нуля.
Но инвестировать никто не решается, ведь у собственников НПЗ нет уверенности в том, как быстро окупятся вложения, не «задавят» ли до того времени зарубежные конкуренты, опередившие отечественные НПЗ в развитии, и, главное, сколько будет на рынке контрабанды и фальсификата. Некоторое время производители пытались лоббировать введение антидемпинговых пошлин на импорт нефтепродуктов. Но правительство до сих пор не может решиться на такой шаг, поскольку это существенно повысит цену бензина, а значит, усилит недовольство электората.
Варианты
«Укртатнафту» пока спасают только специфические схемы работы. Конечно, большое преимущество этого предприятия — возможность получать 2,5 млн. тонн дешевой нефти от полугосударственной, но контролируемой «Приватом» «Укрнафты». Однако этих объемов мало — заводу невыгодно работать с такой небольшой загрузкой. Некоторое время удавалось разбавлять украинскую нефть азербайджанской, поставляемой с моря по Приднепровским трубопроводам. Но вскоре и это стало невыгодным, и предприятие придумало новую схему для выживания. «Укртранснафта» закупает азербайджанскую нефть и поставляет ее для давальческой переработки в Кременчуг. В прессе неоднократно называли цену такой переработки завышенной и объясняли ее лишь тем, что «Укртранснафту» возглавляет лояльный к группе менеджмент.
Группа «Приват» является уже своеобразной константой топливного рынка, владея приблизительно половиной заправок страны и продавая достаточно дешевую продукцию. Но теперь ей может составить конкуренцию группа ВЕТЭК Сергея Курченко. Участники рынка до сих пор не уверены, действительно ли эта компания собирается запустить купленный в начале года Одесский НПЗ либо будет использовать этот завод для прикрытия, продавая под видом отечественных продуктов импортные. «Без модернизации их может спасти только уклонение от налогов», — говорит Геннадий Рябцев.
В ВЕТЭК «Инвестгазете» довольно расплывчато объяснили, за счет чего компания планирует получать прибыль: «Наличие морского соединения — это выгодное преимущество данного завода. трубопроводное соединение ограничивает предприятие в выборе поставщика сырья. В случае с Одесским НПЗ, если на заводе правильно применить наши трейдерские навыки, предприятие получит целый список поставщиков, которые могут прийти на ОНПЗ морем». В компании утверждают, что в сырьевой корзине ОНПЗ появятся не только Urals, но и, к примеру, легкая азербайджанская нефть, с учетом которой завод будет проводить модернизацию.
Между тем группа заявляет еще и об интересе к покупке лисичанского НПЗ, который не успела продать Дмитрию Фирташу в 2012 году ТНК-ВР: сделку остановил ее новый собственник — компания «Роснефть». «На данный момент на лисичанском НПЗ проходит технический аудит. Компания изучает возможные варианты дальнейшей работы завода», — рассказала «Инвестгазете» специалист по связям с общественностью ТНК-ВР в Украине Олеся Гончар. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин пытается убедить Владимира Путина предоставить льготы для поставок нефти на это предприятие, однако пока что переговоры не увенчались успехом.
Каким образом в ВЕТЭК надеются вывести на рентабельность лисичанский НПЗ — в группе не коммен- тируют. Один из озвученных ранее вариантов — это создание на базе завода СП между «Роснефтью» и ВЕТЭК, в котором первый участник обеспечил бы поставки сырья, а второй — комфортные условия работы. Это значит, что когда в Европе у НПЗ нулевая рентабельность, он останавливается. А вот когда такая ситуация складывается в Украине — возможны варианты.
Артем Захарченко