Предложение поступило после того, как Кабмин поручил профильным ведомствам обратить внимание на качество топлива, отмечают эксперты. Вчера Министерство энергетики и угольной промышленности предложило правительству утвердить технический регламент «О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу», который закрепляет ряд существенных поблажек относительно качества для продавцов топлива.
В частности, документ разрешает до конца 2015 года продавать топливо, соответствующее стандарту «Евро-3», и до 31 декабря 2017 года — топливо марки «Евро-4». В странах Евросоюза такое низкокачественное топливо уже запрещено. Документ не регламентирует срок введения в Украине стандарта «Евро-5». А для госрезерва можно будет закупать топливо хуже «Евро-3».
Стандарты «Евро-4» и «Евро-5» должны были вступить в силу еще в июле прошлого года. Три из шести украинских НПЗ — Кременчугский, Лисичанский и Одесский — уже провели необходимую модернизацию, чтобы соответствовать этим требованиям. Бензин такого качества импортируется из Литвы, Болгарии, Румынии и Белоруссии (продается в сетях «Окко», WOG, ТНК-ВР, «Лукойл» и других). Ранее Кабмин по инициативе Минэнерго уже продлевал использование старых стандартов до 1 июля 2013 года.
Член набсовета НАК «Нафтогаз Украины» Константин Бородин отмечает, что очередной перенос вступления в силу более высоких стандартов необходим для того, чтобы не закрывать государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод, на модернизацию которого у «Нафтогаза» нет средств. Сейчас завод перерабатывает около 650 тыс. т сырья в год. Полученные на предприятии нефтепродукты используются на буровых станциях, направляются в госрезерв и в незначительном объеме продаются на оптовом рынке.
«Остановка этого предприятия крайне нежелательна с учетом того, что получаемая им прибыль используется для субсидирования населения, потребляющего газ по цене, не покрывающей себестоимость его добычи»,— говорит господин Бородин.
Помимо этого, топливо стандарта «Евро-3», по данным Минэнерго, производится также на принадлежащих группе «Приват» Дрогобычском и Надворнянском НПЗ, поскольку владельцы так и не смогли их модернизировать, а также импортируется из России.
Очередная инициатива Минэнерго противоречит объявленному правительством курсу на улучшение качества нефтепродуктов на рынке. Ранее премьер-министр Николай Азаров поручил первому вице-премьеру Сергею Арбузову и министру доходов и сборов Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортных нефтепродуктов.
Впрочем, генеральный директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн считает, что проблема не в том, будет разрешена продажа низкокачественного топлива или нет. «Даже низкие стандарты сегодня не соблюдаются, на заправках продается откровенная „бодяга“,— говорит эксперт.— Вместо того чтобы проверять АЗС и наводить на них порядок, правительство приказывает контролировать импортеров, создавая еще один рычаг для давления на бизнес».