— Как бы вы оценили активность на рынке банковских слияний-поглощений в 1 полугодии. Кажется, что ожидания по новым транзакциям были сильнее того, что получили по факту.
Не стоит ожидать, что банки первой десятки будут продаваться каждый день. Это же не горячие пирожки или булавки. Поэтому я не считаю, что первое полугодие было вялым — давайте вспомним хотя бы завершение сделок по Сведбанку или Кредитпромбанку. Тренд на сворачивание деятельности банков с иностранным капиталом никуда не делся — до конца года, с большей долей вероятности, мы еще увидим новые сделки. Но, помимо этого, и у многих украинских собственников, для которых банковский бизнес не является профильным, укрепляется понимание того, что это сложный бизнес, в который нужно время от времени вливать немало денег и посвящать много времени. А в противном случае выходит чемодан без ручек. Так что, как я это вижу, банки с отечественным капиталом сейчас такие же потенциальные объекты продажи, как и «дочки» иностранных групп.
— По прогнозам многих, уже в 2015 году в Украине останется 3-4 банка с иностранным капиталом. Согласны с этим?
Если не брать в расчет российские банки, которые точно уходить не будут — у них концепция не та, то пожалуй, да — это правдоподобный прогноз. Кто-то уйдет позже, кто-то раньше, но в 2015 году останется не больше 5 иностранных игроков.
— Возможно, и вы приложите руку к этому процесс: до недавнего времени вы также озвучивали планы по приобретению сразу нескольких банков, намерения остаются в силе?
Мы все еще ведем переговоры. Рассматриваем разные возможности — от покупки портфелей до банков целиком.Среди интересующих нас банков есть финучреждения 2-3 группы. В некоторых местах мы провели duediligence, в других — подписали соглашения о неразглашении информации, в некоторых случаях- процесс на уровне предварительного обсуждения.
— Эти сделки вам нужны для масштабирования бизнеса или вы изначально заинтересованы в дальнейшей перепродаже?
Это может быть как один, так и второй вариант. Нас интересуют и банки, и их портфели. При этом не могу сказать, что это обязательно розница или корпоратив. То есть, мы готовы выгодно покупать работающий бизнес. Пожалуй, розничные бланковые портфели нас интересуют в меньшей степени, но не могу исключать подобной сделки. Единственное, что нас однозначно не интересует, так это филиальные сети.
— В прошлом году вы начали продавать кредиты банка «Ренессанс Кредит» в своих отделениях: насколько успешным считаете данный проект и планируется ли расширение сотрудничества по аналогичным схемам?
Комиссионные доходы, которые мы генерируем в рамках этого проекта не столь значительны. Это даже не 10-я по размеру статья наших доходов. То есть в целом проектом мы довольны, однако я не стал бы ему отводить место одного из ключевых наших проектов. К слову, мы аналогичную схему запустили в партнерстве с Дельта Банком. Плюс к этому, сейчас мы будем еще продавать через нашу сеть полисы страховой компании «Арсенал Страхование». Но, в конечном счете, это все просто сопутствующие проекты.
— А на какие сегменты бизнеса возлагаете особые надежды?
Для нас ключевое значение сейчас приобретает терминальный бизнес. Мы открыты для сотрудничества с частными дилерами, дорабатываем процессинг, увеличиваем количество поставщиков услуг и сервисов.Через нашу сеть сейчас проходит операций на порядка 150 млн. гривен в месяц. Мы наконец подписали прямой договор с МТС, договор с банком «Дельта» о погашении их кредитов через наши терминалы, запустили проект с ОТП Банком, и в целом, сейчас очень активно заходим в другие крупные розничные банки с предложением нашего сервиса.
— Планируете расширять терминальную сеть?
В бюджет этого года у нас заложено двойное увеличение количества терминалов до 3-3,5 тыс. Если получится договориться о покупке одной сети, то даже сможем выйти в лидеры на рынке.
— Каковы ваши прогнозы по стабильности на банковском рынке до конца года: близится осень, а она всегда отмечается всплеском нездоровой активности на валютном рынке, удорожанием ресурсов и проблемами с ликвидностью у банков.
Мое мнение, что эта осень будет нетипично мягкой в части ликвидности и девальвационных ожиданий. Уж точно никакой массовой шизофрении на валютном рынке и депозитов под 30% не предвидится. Ставки будут повышаться, но несущественно. При этом я думаю, что не стоит особо связывать осеннюю стабильность с кредитом МВФ. Да, кредит МВФ — это хороший «антибиотик общего действия» для нашей экономики, но и без него мы сможем без потрясений пережить нынешнюю осень. Мое мнение, что правительство и НБУ способны обеспечить стабильность.
— Можно ожидать, что удешевление кредитов, которое мы видели в первом полугодии, продлится и во втором?
Реально, что ставки для бизнеса опустятся ниже 20%. Конечно, снижение до 15% не произойдет, но в любом случае пока ставки не достигли дна. Хотя, естественно, даже при таком сценарии нельзя рассчитывать на значительный прирост кредитных портфелей банков — займы все еще остаются недешевыми.
Интервью взял Олег Сорочан