«Оффшорные и низконалоговые юрисдикции имеют много общего. Так, в низконалоговых юрисдикциях есть полноценные налоги, необходимость подавать отчетность и доступ к банковской тайне, но по сути они являются эффективными механизмами оптимизации ведения международного бизнеса, благодаря таким преимуществам, как двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения, а также возомжности снизить эффективную ставку налога. Причем, это не какая-то специфическая склонность украинского или выходцев из СНГ. Например, мировые ИТ-гиганты вроде Google и Microsoft, используют такие юрисдикции, как Ирландия, Люксембург и Бермудские острова, в чем уже были обвинены налоговиками», — отметил эксперт.
По его словам, западные державы пытаются активно контролировать соответствующие процессы. Например, США на основе Foreign Account Tax Compliance Act (2010) уже подписала соглашения о сотрудничестве, в частности, с Ирландией и Швейцарией, а Германия, Великобритания, Италия, Испания и Франция в апреле заключили аналогичное соглашение между собой.
«Тенденция к сокращению рентабельности бизнеса, падение объемов экспортных продаж при невозможности синхронно сокращать объемы государственных расходов, заставляет контролировать деятельность отечественного бизнеса за рубежом еще более жестко», — добавил Тимошенко.
Напомним, в ближайшее время Верховная Рада должна рассмотреть законопроект о трансфертном ценообразовании, разработанный Министерством доходов и сборов. По прогнозам главы ведомства Александра Клименко, реализация нововведений позволит госбюджета за три года получить 20 млрд грн.
До недавнего времени представители крупного бизнеса активно выступали за ограничение госконтроля по внешнеэкономическим операциям только с официально признанными оффшорами, что автоматически означало выпадение по мониторингу операций с рядом низконалоговых оффшоров, через которые отечественный крупный бизнес оптимизирует уплату налогов.