Дорого и сердито

Картину Джексона Поллока «Number 19» приобрели за $58,3 млн (стартовая цена — $25 млн). Последний раз она выставлялась на аукционе в 1993 году. Тогда полотно купил французский миллиардер Франсуа Пино — владелец лакшери-концерна LVMH. Купил по «скромной» цене — $2,4 млн. За 20 лет стоимость работы Поллока выросла без малого в 25 раз.

Работу Dustheads стремительно растущего в цене нью-йоркского уличного художника Жана-Мишеля Баския продали за $48,8 млн (при эстимейте $25 млн). Картина «Женщина в шляпе с цветами» одного из ярких представителей поп-арта Роя Лихтенштейна ушла с молотка за $56 млн.

На торгах современным искусством аукционного дома Sotheby’s одним из топ-лотов стала картина «Domplatz, Mailand» Герхарда Рихтера. Торги начались с $30 млн, а завершились на отметке $37,1 млн. В 1998 году предыдущие владельцы картины — семья Притцкер, владеющая брендом Hyatt — приобрела полотно за $3,6 млн. За 15 лет стоимость «Domplatz, Mailand» выросла почти в 10 раз.

Новая эпоха

Если считать в общем, то за десять последних лет цены на современное искусство выросли в несколько раз. В 2002 году общая сума сделок на торгах послевоенными работами составляла $850 млн. В 2012 году эта цифра увеличилась до $6 млрд.


 

Рой Лихтенштейн, «Женщина в шляпе с цветами»

«Новая эпоха на арт-рынке» — фраза, которую произнес аукционист Юсси Пилкканен по завершении последних торгов Christie’s. Это красивое название, для приземленной в общем-то стратегии: покупка работ современных художников как способ альтернативного инвестирования. Ларри Гагосян — один из самых влиятельных галеристов мира — объясняет ситуацию более романтическими вещами: общий рынок искусства оказался куда шире и глубже, чем предполагалось.

Хотя, если рассматривать капиталовложения в предметы современного искусства в краткосрочной перспективе, все выглядит не настолько безоблачно. Майкл Мозес — один из основателей Mei Moses, самого авторитетного индекса на арт-рынке, изучающего доходность и составляющего прогнозы по ценам на предметы искусства — отмечает тенденцию: по большей части хорошие деньги получается выручить за то современное искусство, которое ранее не участвовало в торгах. То есть за менее известное. Показательный пример тут — картина «Untitled» самого дорогого немецкого современного художника Герхарда Рихтера, которая в прошлом году была продана за $142 000. На нынешних торгах аукционного дома Christie’s ее снова выставили на продажу, но финальная цена за этот лот составила только $99 000. Всего за год картина потеряла в цене 29%.

Да и за первую четверть этого года арт-рынок в общем просел. Согласно исследованию аукционной платформы artnet, продажи на нем упали на 7%. Причем, чуть ли не в половину упали продажи на китайском

У предметов современного искусства, купленных дороже $1 млн, средняя ежегодная маржа составляет 7,1%

рынке, который несколько лет подряд был лидером в этом секторе.

По данным Mei Moses, сейчас у предметов современного искусства, купленных дороже $1 млн, средняя ежегодная маржа составляет 7,1%. У работ стоимостью меньше $1 млн этот процент возрастает до 10,9%. Причем, динамика такова, что в прошлом году Mei Moses понизил свой World All Art Index на 3,28%. Словом, приобретая за $50 млн картину кого-нибудь вроде Роя Лихтенштейна или Джексона Поллока, рассчитывать железно можно только на газетные заголовки.

Катрин Тулли, Августино Фонтевеккья