Внутренний протест
В первые два месяца этого года в Украине произошло 147 гражданских выступлений с критикой действий частных и государственных компаний — в три раза больше, чем годом ранее (см. график). Об этом свидетельствуют данные мониторинга общественных протестов, проводимого киевским Центром исследования общества (ЦИО). Среди наиболее резонансных — акции против разработки месторождений сланцевого газа (39 случаев), протесты сотрудников авиакомпаний «АэроСвит» и «Донбассаэро» с требованием выплатить долги по заработной плате, акции против реконструкции Гостиного двора в Киеве и захват Независимым профсоюзом города Свердловска (НПгС) кабинета директора шахты «Красный партизан» (входит в ДТЭК) с требованием отменить сокращение сотрудников и улучшить условия труда.
Такая тенденция стала заметна еще в 2012 году. За год в стране прошло 578 гражданских выступлений — это на 75% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные опубликованного мониторинга общественных протестов. Фактически каждая шестая акция протеста в стране была направлена против предприятий. Более высокие темпы роста показала только группа протестов с критикой политических партий: в связи с состоявшимися в прошлом году парламентскими выборами их число выросло почти в семь раз, до 552. А в целом количество общественных выступлений в минувшем году увеличилось на 60%, до 3,6 тыс., отмечают в ЦИО.
Чаще всего объектом протестов становятся строительные предприятия — тема застройки в 2012 году поднималась гражданскими активистами 157 раз. Еще одним серьезным поводом для выступлений с критикой предприятий стала защита прав рабочих, в частности в вопросах снижения или задержки заработной платы — 82 случая. Вопросы защиты окружающей среды поднимались в 2012 году в ходе 40 протестов.
Вас не слышно
Успехи общественных активистов пока невелики — по данным ЦИО, в 2012 году лишь 5% акций привели к тем или иным уступкам, что даже меньше, чем в 2011 году.
«Протесты, направленные против предприятий, как правило, менее результативны, чем другие,— говорит организатор Конфедерации свободных профсоюзов Украины Денис Левин.— У бизнеса больше гласных и негласных инструментов влияния и на протестующих, и на суды».
Успешных протестов по поводу незаконной застройки намного больше, утверждает активист организации «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко. Правда, последние крупные выступления его организации закончились неудачей — в феврале предприятие «Укрреставрация» все же начало реконструкцию Гостиного двора под торгово-офисный центр. «Нет практически никаких шансов доказать в судах незаконность этой реконструкции. Очевидно, у проекта слишком высокие покровители»,— констатирует господин Луценко.
Даже частичное выполнение требований протестующих нередко означает для предприятий серьезные потери. Так, после многочисленных акций против строительства торгового центра возле станции метро «Театральная» в Киеве его владельцы — бизнесмены Вадим Столар и Вагиф Алиев были вынуждены передать объект и земельный участок в коммунальную собственность. В Киевской городской государственной администрации утверждают, что стоимость объекта составила более 47 млн грн. Сейчас в этом помещении расположен Музей истории Киева.
Другой пример — Криворожский горно-металлургический комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» под давлением профсоюза был вынужден снизить темпы сокращения численности сотрудников и применить программу так называемого добровольного увольнения, подразумевающую выплату компенсаций сотрудникам, подпадающим под сокращение (последний раз сообщал об этом 4 декабря 2012 года). Правда, в профкоме комбината считают эти действия недостаточными: на прошлой неделе Национальная служба посредничества и примирения зарегистрировала коллективный трудовой спор между администрацией и работниками предприятия. Последние добиваются улучшения условий труда, доукомплектации штата и запрета на отчуждение объектов социальной инфраструктуры.
Акции протеста вредят и репутации компаний. Так, забастовка профсоюза «Лига линейных пилотов» компании «АэроСвит», требовавших индексации зарплат в августе 2011 года 20, не только привела к потере авиакомпанией не менее $150 тыс. из-за отмены рейсов, но и стала одним из первых публичных признаков ухудшения финансового состояния перевозчика, вспоминает гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Впрочем, после прекращения работы «АэроCвита» из-за финансовых затруднений в прошлом году проблемы возникли и у пилотов — компания не могла выплатить им задолженность по зарплате в размере более 70 млн грн.
Акции на продажу
Потери нередко заставляют компании подозревать организаторов акций в коррумпированности и работе на конкурентов. Так, во время протестов на шахте «Красный партизан» в провокациях НПгС обвинял даже профком предприятия.
«Эти люди (протестующие) не имеют ничего общего с профсоюзной деятельностью и представляют непонятно чьи интересы»,— заявлял тогда глава профкома Василий Васильченко.
Наиболее серьезные обвинения в последнее время выдвигаются в адрес организаторов протестов против добычи сланцевого газа. Бывший член парламентского комитета по вопросам ТЭК Александр Гудыма уверен, что кампанию финансирует российский «Газпром». «Посмотрите, кто первым начал информационную кампанию против разработки месторождений — движение „Украинский выбор“ Виктора Медведчука, прокремлевского политика»,— указывает он. К акциям против разработки газовых месторождений в последние месяцы присоединились и политические партии: «Свобода», Компартия и «Батькивщина», за что премьер-министр Николай Азаров назвал их «агентами Российской федерации».
Нужен диалог
Руководитель мониторинга протестов ЦИО Владимир Ищенко считает обвинения в адрес организаторов акций против добычи сланцевого газа необоснованными. «Далеко не все выступления против разработки месторождений проходят при поддержке политических партий. Организаторы многих из них — известные экологи, и, мне кажется, что нет оснований подозревать их в нечистоплотности»,— говорит он. По словам социолога, проплаченными чаще оказываются политические протесты — 60% акций на социально-экономическую тематику в 2012 году вообще носили спонтанный характер. Заказные протесты профсоюзов и рабочих действительно случаются, признает организатор Конфедерации свободных профсоюзов Украины Денис Левин. «Но это нечастое явление. К тому же и в таких случаях нарушения прав сотрудников, как правило, имеют место. Просто этим пользуются конкуренты»,— рассказывает активист.
Рост числа социально-экономических протестов во время экономического спада — закономерное явление, считает Владимир Ищенко.
«Кризис обостряет социальные противоречия. Протестная активность сейчас растет во всем мире, даже на Западе, где традиции мирного социального диалога между государством, бизнесом и рядовыми гражданами акции достаточно крепки»,— рассказывает он.
В Украине примеры здорового социального диалога скорее редкость, говорит Денис Левин: «Власть и бизнес просто не привыкли считаться с мнением граждан». Необходимость вести переговоры с общественностью признает и господин Гудыма. «Я думаю, в случае со сланцевым газом компаниям Shell и Chevron (участники СП по разработке сланцевого газа.—»Ъ«) просто необходимо разъяснять гражданам все детали проекта, организовать мониторинг экологической ситуации»,— считает он. Владимир Ищенко убежден, что власть и бизнес будут готовы к диалогу лишь в случае разворачивания массовых протестов. «Опыт „налогового Майдана“ и протестов чернобыльцев показывает, что это действенный метод»,— отмечает эксперт.
Игорь Бурдыга