Делать то, что любишь больше всего на свете, недостаточно. Можно любить чтение — но так и не монетизировать собственный блог о книгах. Можно увлекаться сноубордингом — но и близко не походить на профи, которые зарабатывают тем, что участвуют в кубках и соревнованиях. Ошибочная формула «хобби можно сделать своей работой» даже и близко не подводит нас к успеху, к финансовой и жизненной независимости, о которой так мечтают многие создатели стартапов, блоггеры и просто «талантливые бездельники» (как называл их мой дедушка).
Заниматься по жизни можно очень и очень многим; но вот заработать можно лишь на том, в чем вы исключительно хороши и ради чего готовы «вкалывать» даже больше, чем делали это в офисе. Вы совершаете большую ошибку, если со школьной скамьи или после института уходите во фриланс, не проработав даже года в компании. В этом случае ваш творческий и профессиональный путь (чем бы вы ни занимались) станет комедийно-абсурдным «забегом» эгоиста куда-то в сторону Таиланда, где все «сидят за айпадами и делают стартап.» Молодого специалиста без практического опыта и способности к мало-мальской самоорганизации подобный подход способен погубить за пару лет.
Собственный бизнес всегда основан на определенных наработках из прошлого: знакомства, отложенные средства, накопленные навыки и приобретенные знания формируются — к сожалению или к счастью — только в ходе работы в компаниях или больших проектах. Самый ценный актив — это связи, которые возникают в профессиональной среде, в окружении сотрудников, партнеров, клиентов. Эти связи пригодятся вам для запуска своего бизнеса, если вы решите заняться чем-то «своим.» Кстати, понять, что «хочется чего-то своего» можно, лишь сравнив ситуацию по обе стороны «баррикады» и применив ее к себе и своему отношению к работе. Неисключено, что проработав полгода-год-два в компании, вы поймете, что на самом деле вам не нужен стартап — и это нормально. Нет ничего плохого в том, чтобы работать в составе большого проекта, если это соответствует вашему текущему восприятию мира и собственным профессиональным целям. В другом случае хорошо работает схема «пару лет в компании, — а затем переход в стартап / запуск собственного проекта.» В третьем — вообще уход в консалтинг и работа параллельно с несколькими разными проектами / стартапами. Но понять, чем именно вы хотите заниматься, можно, лишь сравнив модели и ситуации на практике.
Единственный совет, который можно с уверенностью дать: рассчитывайтесь всегда со всеми «долгами» и попробуйте разные формы работы. Будьте реалистом, а не просто мечтателем, который верит, что «дело всей жизни» не требует денег. Приведу простой пример.
Дизайнер Пол Джервис много лет проработал в должности корпоративного веб-дизайнера, на обычной офисной работе. Он начал свой путь от младшего дизайнера и дошел до арт-директора. Годы работы научили его быть «творческим» по 8-9 часов в день 5 дней в неделю практически круглый год. Начало пути и его карьерный рост были связаны с тем, что Пол не боялся задавать вопросы не только начальству, нои коллегам и подчиненным в том случае, если он чего-то не понимал или не знал. С какого-то момента у Пола выработалось что-то вроде острой неприязни к своей работе и к тому, что он делает; но деньги продолжали играть важную роль в его жизни, а высокооплачиваемую работу не так-то просто найти, особенно на фоне вспыхнувшего тогда экономического кризиса. Чтобы сгладить тошнотворное ощущение от корпоративной рутины, Пол стал выступать на конференциях, посещать отраслевые баркемпы, почаще бывать в профессиональной «тусовке» (несмотря на то, что по характеру своему он — интроверт).
Уход из корпоративного мира и запуск собственного дела для Пола Джервиса не стал болезненным «переломом,» потому что у него за пару лет до увольнения сложилась обширная сеть знакомств, интересных и полезных контактов, среди которых были те, кто был готов трудоустроить Пола, и те, кто хотел заказать у него дизайн.
Помимо огромного круга потенциальных клиентов, Пол за десятилетие корпоративной работы приобрел большой опыт в том, как правильно организовывать разработку, строить отношения с заказчиками, планировать время и считать бюджеты / затраты ресурсов. Из дизайнера-новичка он превратился в профи, который отдал должное и компании, и процессу обучения реальным (а не книжно-университетским) знаниям. И только тогда он был готов двигаться дальше, что положительным образом сказалось на его работе как независимого специалиста: он стал финансово независимым и в статусе фрилансера точно также, как смог им стать, будучи частью большой компании. Если бы Пол бросился «с головой» во фриланс сразу после колледжа, лелея в голове только мечту «стать крутым дизайнером», — скорее всего, он бы просто провалился или стал одним из многотысячной безликой «армии» горе-специалистов, кочующих по фрилансерским онлайн-биржам в поисках хотя бы какой-то работы.
Приведенный пример не означает, что вам надо отказаться от своей мечты и желания стать независимым по жизни. Эта небольшая история — всего лишь наглядный урок, который показывает, что прежде чем стать фрилансером и решить, чем конкретно заниматься по жизни, стоит поработать над собственными навыками, связями и видением своего места в жизни. И тогда у вас точно всё получится так, как вы того хотите.
Александр Мельник