У правительства есть пространство для маневра. В марте по приглашению министра финансов Юрия Колобова и министра доходов и сборов Александра Клименко в Украине побывала техническая миссия специалистов Фонда. По результатам визита четыре специалиста департамента по бюджетным вопросам МВФ подготовили отчет о том, как «укрепить базу доходов» бюджета. Самые важные рекомендации из этого отчета:
1. Менять налогообложение в Украине в сторону косвенных налогов. За последние 12 лет доля налогов (включая социальные сборы) в ВВП в Украине значительно возросла. Если в 2001 году они составляли 27,9% ВВП, то в 2012-м — 39,1%. Главная причина — в росте сборов непрямых налогов, прежде всего, НДС и акцизов, их доля за это время удвоилась. Специалисты фонда советуют и дальше менять налогообложение в сторону косвенных налогов. Причина — в том, что определенный размер НДС и акцизного сбора уплачивают даже предприятия, которые работают в теневом секторе, ведь они платят этот налог на свои факторы производства (при покупке техники, сырья и т.д.). В результате около 7% своей добавленной стоимости неофициальный сектор экономики все же платит в казну в виде НДС и акцизов.
2. Отложить снижение ставки налога на прибыль, по крайней мере, на два года. Во-первых, нынешняя ставка 19% отвечает среднему показателю по региону, а значит, не оказывает негативного влияния на приток инвестиций. Во-вторых, запланированное снижение ставки до 16% может уменьшить сумму доходов в 2014 году на 7-8 млрд гривен. Снижение налога с 21% до 19% в этом году привело к потерям бюджета в 5 млрд гривен. Момент для дальнейшего уменьшения ставки выбран не лучший, считают в Фонде. Альтернативные способы наполнения бюджета, например, отмена налоговых льгот, если и будут приняты, то окажут эффект лишь через несколько лет.
Льготы в Украине предоставляются неконкурентоспособным отраслям, поэтому новые рабочие места, созданные благодаря льготам, также менее конкурентоспособны и продуктивны и не способствуют модернизации экономики.
4. Контролировать трансфертное ценообразование лишь если одна из сторон — резидент налоговой гавани. МВФ поддерживает инициативу правительства по контролю за трансфертным ценообразованием (ТЦО), но проект соответствующего закона содержит несколько узких мест, которые необходимо доработать.
Сейчас правительство предлагает контролировать любую операцию с нерезидентом, если в юрисдикции, где она совершается, налог на прибыль минимум на 5% ниже, чем в Украине. Это, считают в Фонде, может поставить под удар многие рыночные операции между независимыми игроками. Мировая практика — применять только к связанным сторонам (один из критериев связанности: одна из сторон является резидентом страны — налоговой гавани).
Кроме того, в Фонде советуют отказаться от идеи применять контроль над ценами, если нерезидент, очевидным образом не связанный с украинской стороной, имеет убытки или получает субсидии (к примеру, дотации на R&D).
5. Снизить планку допустимого отклонения контрактных цен от рыночных, предложенную в проекте закона про ТЦО, с 20% до 5% и отказаться от нижней границы контроля за операциями. Ставка в 20% выбрана произвольно, без анализа рынка, и слишком широка, говорится в отчете. В ряде случаев она попросту позволит украинским предприятиям выводить за рубеж всю прибыль.
Согласно проекту закона, под его действие должны попадать лишь операции на сумму более 50 млн гривен (с одним резидентом в год). МВФ считает такой порог совершенно неэффективным: нерезиденты смогут разделять свои операции между разными дочерними компаниями и филиалами в Украине, чтобы не превысить этот порог. А значит, большая часть операций между связанными сторонами под действие закона не попадет.
6. Отменить снижение ставки НДС с 20% до 17%, запланированное на 2014 год. Согласно расчетам Минфина, на которые ссылается МВФ, потери бюджета от снижения НДС могут достичь 20 млрд гривен, или 1,3% ВВП. В условиях финансовых проблем, с которыми сталкивается Украина, идти на такие потери — попросту неразумно.
В Фонде не верят, что эти потери удастся компенсировать с помощью закрытия налоговых лазеек или сокращения объемов незаконного возмещения НДС. Снижение ставки НДС уменьшит сборы и с неофициального сектора экономики — а значит, Кабмину придется повышать налоги в других секторах, чтобы перекрыть эти потери.
7. Сохранить единую ставку НДС. Министерство доходов и сборов рассматривало идею внедрения разных ставок налога для внутренних и импортных операций (разница в ставках, ориентировочно, должна была составить 5 процентных пунктов). В МВФ считают, что это плохая идея. Это подрывает базу поступлений в бюджет, искажает модели потребления — усложняет администрирование налога. «Единая ставка НДС в Украине — это ценная категория, которую нужно поддерживать, какие бы реформы ни проводились в будущем», — говорится в отчете.
Такой же порог специалисты Фонда предлагают использовать и для определения, какие предприятия и физлица имеют право работать на упрощенной системе налогообложения.
9. Отказаться от порога для уплаты социального взноса. На сегодня он не взимается с сумм, превышающих 17 минимальных зарплат (сейчас — 19 499 гривен). По мнению МВФ, такой отказ вряд ли приведет к уходу высоких зарплат в тень, зато обеспечит дополнительные 8 млрд гривен поступлений от социального взноса. Объем фонда заработной платы выше граничного уровня составляет, по оценке МВФ, 20 млрд гривен.
10. Пересмотреть подход к налогу на финансовые операции. Задача этого налога — бороться со схемами минимизации налогообложения при помощи операций с ценными бумагами. Но в своем нынешнем виде налог вряд ли способен эффективно противостоять этим схемам, говорится в отчете. Создавая искусственные убытки при помощи продажи ценных бумаг, налогоплательщик уходит от уплаты налога на прибыль, который составляет 19% для юрлиц и 17% или 15% — для физлиц. Но ставка налога на операции с финансовыми бумагами, внедренная в Украине, составляет лишь 0,1 или 1,5%. А значит, она не устраняет стимулы к налоговой минимизации с помощью этой схемы.
Решать данную проблему в МВФ предлагают, либо улучшив регулирование рынка ценных бумаг, либо при помощи контроля за трансфертным ценообразованием.
Дарья Марчак