В конце прошлой недели ведущие мировые трейдеры сырья швейцарско-британские компании Glencore и Xstrata наконец объявили о завершении своего слияния, переговоры о котором продолжались больше года. Напомним, в феврале прошлого года Xstrata сообщила о предложении, поступившем от Glencore. К тому времени компании, управляемые группой известных сырьевых трейдеров, в том числе Айвеном Глазенбергом и Миком Дэвисом, очень тесно сотрудничали друг с другом: Glencore владела 34% акций Xstrata, в 2002 году Xstrata купила часть угольных операций Glencore. Эксперты рынка давно ожидали слияния обеих компаний, и когда в мае 2011 года Glencore провела IPO и стала публичной компанией, это было воспринято рынком как подготовка к объединению с Xstrata, которая является публичной с 2002 года.
После сложных переговоров о цене сделки, составившей $62 млрд, и структуре объединенной компании в ноябре прошлого года акционеры обеих компаний одобрили слияние. Затем начался сложный процесс согласования сделки с регуляторами ЕС, Великобритании, КНР и ЮАР. Для получения одобрения со стороны китайских регуляторов Glencore пришлось согласиться на продажу крупного меднодобывающего проекта в Перу, который оценивается в $5 млрд.
После своего объединения компании Glencore и Xstrata, которые и прежде занимали ведущие позиции на мировом рынке добычи и торговли сырья, упрочат свое положение. Объединенная капитализация компании составляет порядка $73 млрд. Glencore Xstrata будет крупнейшим производителем цинка (15% мирового рынка), занимает ведущие позиции на рынке добычи и продажи меди, зерна и нефти. Общая выручка компаний достигает $210 млрд. Сделка позволит компаниям ежегодно увеличивать объем производства на 11% до 2015 года. Общее число сотрудников Glencore Xstrata составляет около 190 тыс. человек, которые работают на более чем 50 металлургических объектах и 101 шахте в 33 странах мира и в представительствах в 40 странах мира. После ухода из Xstrata Мика Дэвиса и его команды ведущую роль в новой компании будут играть Айвен Глазенберг и его коллеги по Glencore. Председателем правления новой компании станет известный банкир сэр Джон Бонд, который проработал 45 лет в HSBC и покинул его в 2006 году, гендиректором — Айвен Глазенберг. В состав правления Glencore Xstrata также войдет Тони Хейуорд, экс-глава британской ВР.
После завершения объединения Glencore Xstrata представила инвесторам свои первые планы. В первую очередь компания намерена избавиться от дублирующих операций и «излишнего бюрократизма». Издержки будут сокращены минимум на $500 млн. «Если мы можем сократить издержки, избавиться от избыточных административных расходов, то у нас получится заметно сократить жировую прослойку системы,— сообщил в интервью Reuters в минувшее воскресенье Айвен Глазенберг.— Достижение поставленных целей является ключом к удачной интеграции операций обеих компаний». В числе долгосрочных целей — полная интеграция операций Xstrata в бизнес Glencore так, чтобы управлять этими операциями смог всего один топ-менеджер из совета директоров Glencore Xstrata. Ради успешной интеграции операций руководство компании готово идти на самые решительные меры.
В минувшие выходные господин Глазенберг сообщил, что, если в Швейцарии будет продолжаться общественное давление на зарплаты топ-менеджеров и налог с корпораций, его компания может вывести свой головной офис из Швейцарии. Как известно, сейчас в Швейцарии активно обсуждается так называемая «инициатива 1:12», в рамках которой молодежное крыло Социал-демократической партии Швейцарии предлагает законодательно ограничить зарплату топ-менеджеров, привязав ее к зарплатам низкооплачиваемых сотрудников. Социалисты хотят сделать так, чтобы самая высокая зарплата в компании не превышала более чем в 12 раз самую маленькую зарплату в той же компании.
Для внесения инициативы в парламент партия собрала более 100 тыс. подписей граждан Швейцарии. И хотя в марте верхняя палата парламента отклонила этот законопроект, представители партии в интервью «Ъ» сообщили, что намерены продолжать переговоры по этой инициативе с другими партиями Швейцарии, а также с социал-демократическими партиями других стран Европы для привлечения к ней большего общественного внимания. В этой связи в минувшее воскресенье в интервью SonntagsZeitung господин Глазенберг заявил о своем несогласии с данной инициативой и заявил, что, если она все-таки будет принята, не исключает ухода из Швейцарии. «В мире достаточно других стран, которые будут рады видеть нас»,— заявил топ-менеджер.
Евгений Хвостик