Объем субсидирования низких цен на топливо в России составил 116 миллиардов долларов. На первом месте оказались США с показателем в 502 миллиарда, а на втором — Китай, который поддерживает топливный рынок на 279 миллиардов. Всего ОЭСР насчитала 550 мер по поддержке цен на топливо в 34 странах, в которых проходило исследование. Общий объем субсидирования составил 1,9 триллиона долларов, что равняется восьми процентам государственных расходов, или 2,5 процента мирового ВВП.
В докладе отмечается, что около 70 процентов объемов субсидирования в мире касается нефти и нефтепродуктов. Еще 12 процентов приходится на уголь, а 18 — на природный газ. Авторы исследования отмечают, что поддержка низких цен на топливо за счет субсидирования вредна для экономики. Она приводит к перекладыванию издержек, к росту косвенных платежей и повышению налогов. В итоге потребители, покупая дешевое топливо, платят за него даже большую цену.
Бензин в России является самым дешевым в Европе. Топливо в стране стоит также меньше, чем в Китае и США. В то же время, бензин в России дороже, чем в большинстве нефтедобывающих стран Персидского залива. Кроме того, если сравнивать не просто цены, а соотношение цен на топливо и средних доходов населения, Россия продемонстрирует средние по миру показатели.
Так, в мае прошлого года агентство Bloomberg составило рейтинг болезненности цен на бензин, который демонстрирует, сколько топлива можно купить на среднюю для страны зарплату. Россия заняла 29 место из 60 стран, включенных в исследование. При этом на среднюю зарплату в РФ можно купить 869 литров бензина, а среднестатистический житель Норвегии (страны с самым дорогим топливом в Европе) может позволить себе 1907 литров в месяц. Многие страны Европы с дорогим бензином показали лучшие результаты, чем Россия. США и большинство стран Персидского залива также заняли лучшие позиции.