За три учебных года ежемесячная аудитория «Щоденник.ua» выросла до 1,3 млн пользователей. В его сообществе состоят 10 000 украинских школ. Но несмотря на впечатляющую статистику, проект не приносит создателям прибыли. Ходорковский ищет инвесторов и способы монетизации сайта. Удастся ли ему осуществить задуманное?
Как все начиналось
Идея «Щоденника» возникла у Ходорковского в 2007 году. «Мы проанализировали украинскую систему образования и поняли, что технологический прогресс обошел ее стороной», — объясняет он. Ходорковский решил создать информационную платформу для образовательных учреждений. С помощью интернета предприниматель хотел наладить коммуникацию между школой и родителями, а также между учителями и органами управления образованием.
Ходорковский купил лицензию на использование интерфейса популярной российской сети «Дневник.ру»: образование в России от украинского недалеко ушло, кроме того, движок «Дневника» был хорошо проработан. «Мы сомневались, что сможем быстро и качественно разработать свой движок», — объясняет Ходорковский. По последним данным, к «Дневник.ру» подключено 20 000 школ, сайт посещают около 2,5 млн пользователей в месяц. Гендиректор «Дневника» Гавриил Леви ранее сообщил «Ведомостям», что выручка ресурса в 2012 году составила «несколько миллионов долларов».
«Щоденник.ua» стартовал 1 сентября 2010 года. В первый же месяц заявку на подключение подали 286 школ, а уже в декабре количество желающих подскочило до 730, рассказывает Ходорковский. Он объясняет бодрый старт многофункциональностью проекта. Сайт охватывал различные виды сервисов, в то время как другие образовательные порталы фокусировались на чем-то одном. По словам владельца MySchool.ua Ярослава Максимовича, «Щоденник.ua» одним из первых предложил бесплатные электронные решения для школ на украинском рынке.
Создатели сайта не жалели сил на его продвижение. После первых публикаций на образовательных сайтах и в журналах у «Щоденника» резко выросло количество подключений школ.
В конце 2010 года к помощи в продвижении подключилось Министерство образования. Приказ министерства №1302 обязал Институт инновационных технологий и содержания образования активно участвовать в эксперименте по внедрению электронного образования, а нескольким мэриям поручалось содействовать внедрению в школах системы «Щоденник.ua». Поскольку подключение и пользование системой было бесплатным, школы подключались очень активно. Для этого должны были совпасть два условия — наличие в учреждении интернета и готовность учителей работать с электронными системами.
Цена вопроса
Запуск образовательного сервиса обходится в сотни тысяч долларов, отмечает Максимович. Основные затраты — зарплаты программистам и покупка серверов. По словам Ходорковского, он вложил в «Щоденник.ua» не менее $1,2 млн, часть этих денег привлек у родственников и друзей. Один из конкурентов «Щоденника» утверждает, что Ходорковский владеет лишь миноритарным пакетом, не менее 80% компании принадлежит «Дневник.ру». О том, что россияне владеют крупной долей в «Щоденнике», говорит также один из ведущих венчурных капиталистов Украины. «Инвестиции в «Щоденник.ua» — собственные вложения украинской стороны», — написал генеральный директор «Дневник.ру» Гавриил Леви. На вопрос, владеет ли «Дневник» долей в «Щоденнике», Леви не ответил.
Ходорковский не скрывает, что ищет инвестора, который смог бы влить деньги в убыточный проект. Продать аудиторию социально ориентированного проекта непросто, подчеркивает Максимович. «Щоденник.ua» уже зарабатывает на рекламе, но она покрывает лишь 20% бюджета проекта. По оценке Максимовича, доход «Щоденника» в 2012 году вряд ли превысил $50 000. Ходорковский финансовых показателей не раскрывает.
За последние пару лет образовательные проекты стали одной из главных мишеней для международных венчурных капиталистов. «Многие инвесторы верят, что можно улучшить сферу образования за счет внедрения информационных технологий, — признает управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев. — Другой вопрос — как на этом заработать?».
Западные бизнес-проекты Blackboard, Schoology, Moodle, Edmodo получили широкое распространение, и по популярности могут соперничать с KhanAcademy и Coursera, которые пока не зарабатывают денег. В 2010 году выручка Blackboard, работающей на рынке e-learning с конца 1990-х годов, составила $447 млн.
Для достижения коммерческого успеха «Щоденнику», по мнению Ходорковского, необходимо использовать freemium-модель. «Щоденник» уже предлагает родителям получать платные SMS с оценками детей. На очереди — запуск партнерского интернет-магазина канцелярских товаров и учебников, а также внедрение сервиса дистанционного обучения. Ресурс, работающий по такой модели, может достичь окупаемости через год после запуска платных сервисов, полагает Леви.
Конкуренты не дремлют: к MySchool.ua, который запустился осенью 2012 года, уже подключились 400 школ и 250 000 пользователей, а ежедневный прирост составляет тысячу пользователей. Ресурс Максимовича также планирует зарабатывать на дополнительных сервисах. Бизнес-план предполагает, что доля рекламы, которую так не любят пользователи, не превысит 7% доходов MySchool. «По плану, проект окупит себя через два-три года», — предполагает Максимович.
Формула успеха
Прибыльные IT-проекты в образовательной сфере в Украине есть уже сейчас. Харьковская компания «КУРС: Освіта» продает школам и детским садам программное обеспечение для управления процессами. По словам руководителя компании Юрия Зайцева, на ее порталах содержится информация о более чем 10 000 школ и около 2000 детских садов, а совокупное количество пользователей превышает 1,4 миллиона человек. Конкуренты говорят, что харьковчане операционно рентабельны, но намекают на то, что те применяют особые схемы работы. «Руководители сервиса обладают фантастическими навыками ведения переговоров, — поясняет один из участников рынка онлайн-образования на условиях анонимности. — Местные органы власти внезапно принимают решения потратить несколько миллионов гривен бюджетных денег на закупку того, что можно получать бесплатно».
Зайцев уверяет, что «КУРС: Освіта» просто предлагает более востребованную услугу, чем конкуренты: мол, MySchool и «Щоденник» создают лишь среду для образовательных коммуникаций, а «КУРС» — инструменты управления учебными процессами. По словам Зайцева, «КУРС: Освіта» позволяет составлять расписание, автоматически генерировать статистику, рассчитывать нагрузку учителей, учитывать санитарные нормы при планировании учебных процессов и передавать данные об учебном заведении в ЕДЭБО («Єдину державну електронну базу з питань освіти»). Ни «Щоденник», ни MySchool такого делать не умеют. «Это стало главной мотивацией для школ и органов управления образованием обратиться к нам: то, что раньше делалось неделями, теперь можно сделать за минуты», — утверждает Зайцев. Цена лицензии на программу харьковчан для крупных городских школ с количеством учащихся более 500 человек может достигать 3850 гривен. Небольшим сельским школам и интернатам компания предоставляет ПО бесплатно.
Что дальше?
Кроме сильных конкурентов и неясных перспектив монетизации, беспокойство у Ходорковского вызывает объем рынка. По его словам, большинство школ с интернетом уже подключено к тем или иным образовательным сервисам. «Мы ищем партнеров из сферы бизнеса, локальных интернет-провайдеров, чтобы они провели интернет в школы», — говорит Ходорковский. По данным Максимовича, к образовательным сервисам подключено меньше половины украинских школ. Проблема не столько в интернете, сколько в нежелании учителей преклонного возраста с невысокой зарплатой работать с компьютером: вести электронный журнал, готовить отчетность для районных и государственных образовательных управлений, полагает Максимович.
«Щоденник.ua» сейчас переживает то, с чем столкнулось множество сайтов, нарастивших аудиторию за счет бесплатных решений. Как убедить пользователей платить? Ходорковскому, математику по образованию, предстоит решить непростое уравнение.
Надежда Гончарук