Из-за требований к прозрачности корпоративных структур и регулирования банкам сложно использовать оффшорные структуры для прямого финансирования своих кредитных операций. Впрочем, локальные банки могут выступать посредниками в операциях, осуществляемых их головными офисами с украинскими клиентами. Наиболее же широко «налоговые гавани» используются для операций с инвестиционными активами, хеджирования, реструктуризации активов (продажи кредитных портфелей и т. д.).
Неясностей много
Законопроект о трансфертном ценообразовании, разработанный правительством, не является чем-то новым в украинском налоговом законодательстве, так как эти положения присутствовали еще с 1997 года в законе «О налоге на прибыль предприятий» и перешли в ст. 39 Налогового кодекса. Фактически, упомянутый документ уточняет порядок применения этих положений налоговыми органами.
Законопроект о ТЦО направлен, в первую очередь, на анализ ценообразования в товарных операциях и не учитывает специфики банковской деятельности, хотя это не является недостатком исключительно украинского законопроекта. На самом деле в применении правил трансфертного ценообразования международными финансовыми институтами также остается много неясностей.
Банкам необходимо будет провести идентификацию взаимозависимых лиц и анализ существующих сделок, контролируемых с точки зрения законодательства о ТЦО. Для этого придется проанализировать механизм распределения финансовых ресурсов между бюджетными центрами корпораций с учетом стоимости ресурсов.
С вытянутой рукой
Скорее всего, попадут в сферу контролируемых операции с нематериальными активами распределение расходов внутри международной структуры, формирование стоимости различных банковских продуктов, а также реструктуризация бизнеса. Кроме того, к таким операциям будут относиться кредиты и гарантии связанным лицам и другие операции со связанными сторонами.
При анализе трансфертного ценообразования используется принцип «вытянутой руки». То есть, когда цены внутри группы сравниваются с ценами, которые существуют на открытом рынке между независимыми сторонами. Это, в свою очередь, изменит рентабельность локальных подразделений международных банков, так как применение нерыночных цен ведет к искажению реальной доходности подразделений и банковских продуктов.
Таким образом, если локальный банк занижает базу налогообложения, например, вследствие оказания услуг связанным лицам по заниженным ценам, то корректировка приведет к увеличению его рентабельности и эффективной ставки налогообложения.
Вадим Белик