Магниты, местные деликатесы и, неизменно, пара обновок — с таким набором покупок возвращаются на родину большинство съездивших за границу украинцев. Покупать одежду и обувь в мировых столицах не только выгоднее, чем в Киеве: основная проблема, по мнению многих соотечественников, заключается в однообразном ассортименте местных торговых центров.
На помощь украинским жертвам моды сегодня приходят мини-ретейлеры — инициативные предприниматели, торгующие преимущественно через аккаунты в социальных сетях вещами нишевых брендов, молодых дизайнеров, а также известных торговых марок, пока не представленных в Украине. Кроме одежды это могут быть и дизайнерские аксессуары или канцелярия, обувь и другие товары.
На помощь украинским жертвам моды сегодня приходят мини-ретейлеры — инициативные предприниматели, торгующие преимущественно через аккаунты в социальных сетях вещами нишевых брендов, молодых дизайнеров, а также известных торговых марок, пока не представленных в Украине
По словам участников рынка, счет таких магазинов в соцсетях идет на сотни, а десятки из них уже открывают двери реальных шоурумов и точек.
Их основатели объясняют спрос на свои услуги сразу несколькими факторами: соотечественники стали больше путешествовать и стремятся перенимать европейский стиль. узнавая о популярных дизайнерах. В то же время попытки купить такой товар самостоятельно через официальные сайты часто приносят покупателям проблемы.
«Многие уже понимают, что может прийти неверный размер, другой цвет или модель, товар с браком, а зачастую может вообще ничего не прийти», — говорит Катя Давыдова, совладелица киевского магазина одежды Basement, торгующего в основном вещами альтернативных молодежных британских брендов, среди которых All Saints, Bolongaro Trevor, Biba и Label Lab.
В апреле магазин, начинавшийся с домашнего минисклада, переехал в более просторное помещение.
Торговлю через соцсети практикуют во всем мире, но в Украине и России это особенно распространено, говорит Марта Янкив, маркетинг-директор компании БНС Трэйд, представляющей в Украине торговые марки Calvin Klein, Topshop, Topman.
«В соцсетях очень хорошая целевая аудитория, позволяющая быстро продавать маленькие объемы товара и получать небольшую, но стабильную прибыль, — поясняет Янкив. — Тогда как открытие официальных представительств мировых брендов требует огромных инвестиций».
Мини-ретейлеры вовремя заняли нишу: солидных инвесторов и крупные бренды, по мнению отечественных бизнес-аналитиков, отпугивают нестабильная политическая ситуация в стране, неблагоприятный экономический климат, а также завышенная стоимость аренды торговых площадей.
С перламутровыми пуговицами
Пять лет назад отыскать в Киеве стильные резиновые сапоги было непросто. И вовсе не потому, что весна 2008 года была такой же полноводной, как весна 2013-го, — просто лишь единицы столичных ретейлеров считали этот товар ходовым и перспективным.
«Я хотела красивые, яркие [сапоги] — отыскала такие на одном американском сайте, нашла возможность организовать доставку в Украину», — рассказывает Корреспонденту историю создания собственного бизнеса Наталья Валевская, владелица киевского обувного магазина ShoeShoe.
Тогда из восьми заказанных пар она оставила две, себе и мужу, а остальные шесть разошлись за первые же выходные: Валевская распродала их через свою страницу в Живом журнале. На то, чтобы перейти от торговли со страницы блога к открытию реального магазина, Валевской понадобилось два с половиной года, а еще через год она вдобавок открыла полноценный онлайн-бутик.
На то, чтобы перейти от торговли со страницы блога к открытию реального магазина, Валевской понадобилось два с половиной года, а еще через год она вдобавок открыла полноценный онлайн-бутик.
Сегодня ShoeShoe продает до 1,5 тыс. пар в год, хотя единственный магазин, расположенный в одном из дворов в центре Киева, работает без рекламы, без вывески и предлагает модели, отличающиеся незаурядным дизайном. Например, обувь Марка Джейкобса, эпатажного любимца мировой богемы и по совместительству творческого директора модного дома Louis Vuitton, а также молодого исландского проекта Kronkron.
Нашли за границей то, чего нет в Украине, наладили поставки и организовали торговлю — так начинается бизнес большинства современных фарцовщиков. Впрочем, с феноменом советской эпохи нынешних мини-ретейлеров можно сравнить лишь условно: во-первых, действуют они вполне легально, во-вторых, открывают дело продажами не из-под полы, а через интернет.
Именно социальные сети являются основной средой обитания таких предпринимателей: в Facebook и ВКонтакте можно найти сотни страниц с распродажами привезенных из-за границы товаров, главным образом одежды, обуви и косметики.
Чтобы обеспечить соотечественников дефицитным и редким товаром, мини-ретейлеры не только закупают вещи самостоятельно, в том числе на международных выставках, но и заключают прямые договоры с производителями, что позволяет украинцам рассчитывать на близкие к зарубежным цены.
Нашли за границей то, чего нет в Украине, наладили поставки и организовали торговлю -так начинается бизнес большинства современных фарцовщиков
Так работают, к примеру, Наталья Ищенко и Этери Санеблидзе, владелицы одесского онлайн-магазина konfetafpodarok.com, торгующего дизайнерскими канцтоварами и необычными аксессуарами.
Несколько лет назад украинки также начинали с единичных заказов через блог, продавая сумки, визитницы и блокноты американских и южнокорейских дизайнеров. Теперь же, взяв на себя обязательства перед брендами, они получают товары по оптовым ценам. «В итоге цена на сайте производителя в стране производителя, как правило, не отличается от цены в нашем магазине», — рассказывают Ищенко и Санеблидзе.
Средний чек большинства покупок у них — от 50 до 350 грн. А стоимость обуви в ShoeShoe колеблется от 800 до 3 тыс. грн.: оптовым покупателям производители готовы предоставлять продукцию по цене в среднем вдвое ниже рекомендуемой розничной. На нишевые товары уже давно нашелся свой покупатель, ведь выйти за рамки массмаркета стремятся все больше жителей крупнейших городов Украины. Три четверти клиентов мини-ретейлеров, по наблюдениям участников этого рынка, составляют женщины 25-35 лет с доходами от среднего и выше.
Проект ShoeShoe позволил Валевской, выпускнице Киево-Могилянской академии, оставить работу переводчика и журналиста, а Ищенко уволилась из международной промышленной компании
«Много клиенток, которые занимают руководящие должности в банках и страховых компаниях, менеджеров среднего и высшего звена, а также представителей звездно-творческой аудитории», — рассказывает Валевская.
Правда, украинцы, независимо от уровня достатка, пока обладают скромным потребительским опытом: так, небольшое помещение ассоциируется у широких масс либо с бутиком роскоши, либо с секонд-хендом. Зато людям, которые много путешествовали и читали, не приходится ничего объяснять, отмечает Давыдова.
«Они сами знают, что честные и гениальные вещи могут продаваться и в бутике, и в подвале, и на лотке», — говорит предпринимательница.
И хотя владельцы онлайн-магазинов не озвучивают цифры своей прибыли, объемов полноценного бизнеса они уже достигли: проект ShoeShoe позволил Валевской, выпускнице Киево-Могилянской академии, оставить работу переводчика и журналиста, а Ищенко уволилась из международной промышленной компании.
Партизанский кутюр
В Украине у мини-ретейлеров непаханое поле возможностей, ведь, по оценкам специалистов, из всего разнообразия мировых брендов одежды и обуви в стране представлены порядка 5% — немного для крупнейшего по площади и восьмого по численности населения государства Европы.
«Думаю, любому киевскому торговому центру было бы очень интересно разместить у себя H&M или Banana Republic, но их пока никто в Украину не приводит», — констатирует Янкив. По данным исследования компании GfK Ukraine, именно сеть магазинов одежды H&M заняла второе место среди самых ожидаемых в Украине брендов вслед за гипермаркетами IKEA (39,4% и 46,8% голосов опрошенных соответственно).
Неясные экономические перспективы, неблагоприятный инвестклимат, а также заниженные данные об официальных зарплатах рисуют в глазах мировых брендов страну с высокими рисками и бедным населением
Глеб Вышлинский, заместитель директора GfK Ukraine, называет Корреспонденту сразу несколько причин такого дефицита мировых сетей на отечественном рынке. Неясные экономические перспективы, неблагоприятный инвестклимат, а также заниженные данные об официальных зарплатах рисуют в глазах мировых брендов страну с высокими рисками и бедным населением, говорит эксперт.
«Наконец, в Украине до сих пор сохраняется нехватка качественных торговых площадей, а стоимость их аренды не соответствует потенциалу рынка», — поясняет Вышлинский. По словам эксперта, помещения на главных улицах украинских городов стоят столько же, сколько в странах Центральной Европы, более привлекательных с точки зрения рынка.
В таких обстоятельствах мини-ретейлеры намерены активно расширять круг своих клиентов, постепенно наполняя отечественный рынок новыми марками и прививая вкус покупателям.
И та и другая задача решаемы: Давыдова готовит к запуску медиаплатформу, посвященную моде и потребительской грамотности. А Валевская сейчас ведет переговоры с известным итальянским обувным брендом. По ее словам, это стандартная схема: ретейлер приводит в страну продукцию марки, а дальше или бренд приходит сам, или, как в случае ShoeShoe, речь идет об открытии монобрендового магазина на эксклюзивных правах.
С точки зрения крупных игроков рынка, подобная деятельность вполне оправданна.
«Если грамотно начинать свой бизнес в Facebook, думаю, можно доработаться и до большой торговой сети», — убеждена Янкив.