Если прогнозы оправдаются, в скором времени студенты — в том числе и в школах бизнеса — станут учиться совсем по-другому, а некоторые преподаватели останутся без работы.
Что же вызвало такой переполох?
Популярность Mooc растет: обучение бесплатно, и на курсы записались миллионы студентов. Никто не знает, что сулит распространение подобных образовательных платформ. Профессор электротехники и компьютерных наук Массачусетского технологического института, а также руководитель онлайн-курсов edX Анант Агарваль считает развитие Mooc позитивной тенденцией.
«Мне кажется, что распространение ресурсов онлайн-обучения принесет пользу всем, — говорит он. — Не только образование станет доступнее, но и качество преподавания во всех наших университетах повысится».
На данный момент существует три крупных платформы онлайн-курсов университетского уровня:Udacity, Coursera и edX. Все они базируются в США и начали работу в прошлом году одна за другой. В Британии университет открытого образования Open University запустил проект Futurelearn — запись на курсы начнется в этом году.
Академия Хана старше их всех. Она открылась в 2008 году в США. Курсы академии подходят в основном учащимся средней школы, хотя некоторые достигают уровня колледжа. Вдобавок, пользователи сайта могут пройти подготовку к тесту GMAT.
Академия Хана заложила основу для развития последующих ресурсов онлайн-образования. Достижения академии дают представление о потенциале Mooc. На сайте регистрируется пять с половиной миллионов пользователей в месяц. Студенты выполняют два миллиона заданий в день. За весь период существования сайта пользователи просмотрели 235 миллионов видео-лекций. И все это — усилиями 37 работников академии.
Крупнейшая платформа онлайн-курсов университетского уровня, Coursera, может похвастаться феноменальной статистикой. По словам соучредителя Coursera, профессора компьютерных наук Стэнфордского университета Эндрю Нга, за период с апреля по август прошлого года количество зарегистрированных пользователей достигло миллиона. Уже в декабре цифра выросла до двух миллионов, а к концу февраля количество студентов превысило 2 миллиона 700 тысяч.
«Мы довольно быстро растем», — скромно говорит профессор "Ng".
Coursera стремительно опережает конкурентов благодаря одному важному преимуществу: сайт предлагает пользователям широкий спектр предметов. Образовательные учреждения, принимающие участие в проекте, предоставляют студентам 325 курсов на выбор, из них 29 — в сфере бизнеса и менеджмента. Некоторые еще не начались, другие уже читаются повторно. Один из курсов — Введение в финансы — занимает второе место по популярности. На него записалось 119 658 студентов.
Процесс обучения организуется по-разному. На сайтах Coursera и edX (последний планирует в этом году ввести курсы, посвященные предпринимательству) курсы читаются определенное время: преимущественно от шести до десяти недель. Необходимую информацию студенты черпают из видео-лекций. Функции семинаров выполняют форумы.
Пользователи Udacity — где преподается только один курс, связанный с бизнесом, — могут учиться по собственному графику. Материал остается доступным с того момента, как его выложили на сайт. Методы оценивания встречаются разные. Поскольку студентов очень много, оценивать работы типа эссе особенно сложно. Coursera приобщает к проверке выполненных заданий самих пользователей. Прежде чем ставить отметки своим коллегам, студенты изучают критерии оценки и практикуются на уже проверенных работах.
Успехи пользователей Udacity оцениваются с помощью компьютерных программ. Платформа edX использует машинную проверку, самостоятельное оценивание и проверку работ другими студентами.
Методы тестирования и сертификации тоже различаются. Обучение остается бесплатным, но все три платформы начинают вводить на некоторых курсах разные уровни тестирования и сертификации. Стоимость теста и сертификата варьируетсяот 30 до 190 долларов.
Курс: Создание молодой компании.
Платформа Mooc: Udacity.
Инструктор: Стив Бленк, предприниматель Силиконовой долины и автор нескольких книг.
Чему вы научитесь: основным инструментам и методам создания успешной молодой компании. В идеале, студенты записываются на курс, имея общее представление о коммерческой модели предприятия, над которой они будут работать. Они научатся определять и привлекать потенциальных клиентов, а также собирать, оценивать и использовать отзывы потребителей для улучшения своей модели.
Дата начала курса: отсутствует, студенты могут начать обучение в любое удобное для них время.
Продолжительность курса: студенты учатся по личному графику.
Стоимость: бесплатно, но при желании, студент может получить платный сертификат.
Оценивание: на данный момент все курсы Udacity оцениваются с помощью компьютерных программ.
Сертификация: студенты получают сертификат о прохождении курса обучения. Кроме того, на некоторых курсах Udacity желающие могут сдать экзамен под наблюдением приглашенного специалиста. Стоимость услуги — 150 долларов.