Чего добивались в Кабмине, подписывая меморандум? Речь шла о том, чтобы спасти предприятия и их коллективы (напомним, 1 декабря ЗЗФ и СЗФ были вынуждены остановить производство) и обеспечить при этом государственные интересы. Потому что когда заводы работают, ферросплавщики дают серьезные деньги в госказну. Правительство поступило правильно и дальновидно. Подписав меморандум, ЗЗФ и СЗФ с 1 марта возобновили работу.
Важное постмеморандумное достижение Запорожского ферросплавного состоит в том, что завод принял на работу 319 новых сотрудников, а до конца года наметил увеличить количество рабочих мест более чем на тысячу. В марте объем выпущенной продукции составил 17 тысяч тонн — на то, чтобы возобновить работу с нуля, ушло много сил, времени, денег. Но согласно планам, за март-декабрь объем производства ферросплавов составит 295 тысяч тонн. ЗЗФ планирует к концу декабря выйти на 85% загрузки производственных мощностей. В марте в государственный и местный бюджеты, а также в Пенсионный фонд перечислено больше 7,4 миллиона гривен, а к концу года ожидается 105,5 млн.
Вырастет объем потребляемой электроэнергии — с 85,2 тысячи МВт/ч в марте до более чем 1,4 миллиона МВт/ч по итогам марта-декабря. На этом показателе следует остановиться подробнее, поскольку в стране сейчас наблюдается профицит электроэнергии. Если ферросплавщики наращивают потребление, это означает, что вырастут доходы электрогенерации, а она в свою очередь будет потреблять больше угля, что позволит разгрузить затоваренные склады шахт, расплатиться с угольными предприятиями и, главное, выплатить зарплату горнякам. 97 миллионов гривен уплатит ЗЗФ за март-декабрь в виде железнодорожных тарифов за перевозки продукции и сырья. Впечатляют и инвестиционные планы предприятия — на 2013 год их объем составит почти 132 миллиона гривен.
Хороший старт принял в марте, после снижения тарифа на электроэнергию, и Стахановский завод. Ожидающаяся динамика роста товарного производства — от 8,2 тысячи тонн в марте до 114 тысяч за март-декабрь. Загрузка производственных мощностей по состоянию на конец года планируется на уровне 75,7%. Средняя заработная плата к концу года будет составлять 3600-3900 гривен. Существенно вырастет и взнос предприятия в бюджеты и социальные фонды. К концу года они достигнут 36 миллионов гривен.
Напомним, что зарубежные производители — конкуренты украинских ферросплавных заводов — опираются на комплексную поддержку своих государств. Речь идет о так называемых экологических льготах. Опираясь на соответствующие решения своих правительств, ферросплавные заводы передают свои неиспользованные квоты на выбросы СО2 предприятиям тепловой энергетики, а те в свою очередь снижают цену электроэнергии. Кроме того, зарубежные ферросплавщики могут использовать еще и такие благоприятные для них факторы, как свободный рынок электроэнергии, т. е. возможность выбора продавца, и госгарантии по кредитам, привлекаемым для модернизации производства. К сожалению, в Украине такого нет, но благодаря помощи правительства теперь у двух украинских ферросплавных предприятий появился хотя бы базовый фактор для того, чтобы конкурировать на равных.
Cовсем иначе идут дела на Никопольском заводе, поскольку он вынужден использовать электроэнергию по неподъемно высокой ценой — 97 дол. за 1 МВт/ч. В 2012 году НЗФ был вынужден сократить производство на 14,6% против 2011 года. В январе текущего, в надежде, что и его включат в спасительный меморандум, НЗФ сделал рывок и увеличил производство на 26,4% по сравнению с январем 2012 года — до 53,1 тыс. тонн. Но бюрократический поезд работы над меморандумом набрал скорость… и ушел.
Сегодня, в середине апреля, январский рывок НЗФ выглядит едва ли не лебединой песней предприятия. В первом квартале 2013 года цена на электроэнергию для него выросла еще на 4,8% и составляет 97 долларов за 1 МВт/ч. Ожидается дальнейший рост тарифа. Согласно прогнозу, за год цена электроэнергии увеличится на 9,3%. Дорогая электроэнергия в прямом смысле этого слова связала завод по рукам и ногам. Он был вынужден погасить 8 из 16 ферросплавных печей, сократить план производства на 60% и отправить в вынужденный отпуск почти треть работников — две тысячи человек. Ежемесячные убытки составляют около 100 миллионов гривен. Что дальше? Если тариф на электроэнергию не снизить, то полная остановка производства неизбежна.
Кто от этого выиграет, вернее, проиграет? Государственный бюджет недополучит 245 миллионов гривен налогов и сборов, а дополнительная нагрузка на фонд занятости составит 192 миллиона гривен в год. Объем электроэнергии, закупаемой заводом, когда он работает, составляет 3,5—3,8 миллиона МВт/ч в год. Если завод перестанет ее приобретать, это усугубит ситуацию со сбытом продукции угледобывающих предприятий (на складах останется 2,2 миллиона тонн).
Можно ли спасти предприятие? Тем более, что сегодня этому не препятствуют и чисто формальные соображения. НЗФ вышел на рубежи, установленные для электрометаллургических предприятий меморандумом — доля электроэнергии в себестоимости его продукции за январь-март 2013 года составляет около 34%, а объем ее потребления значительно превышает 60 миллионов кВт/ч в месяц. Только в марте он достиг 192 млн кВт/ч.
Государству стоит задуматься также и над высказыванием Сергея Грищенко — одного из крупнейших специалистов-металлургов страны. «Ферросплавщики — уникальные потребители электроэнергии, — сказал он в одном из своих интервью. — В момент спада потребления электроэнергии у остальных потребителей они одним нажатием кнопки могут резко поднять ее потребление. А в момент пика потребления одним нажатием кнопки могут сбросить потребление электроэнергии. Для НЗФ набрать или сбросить 500 МВт за 30 минут — не проблема. Такие потребители — находка для производителей электроэнергии, к ним нужно проявлять лояльность. Более того, все ферросплавные агрегаты имеют установки компенсации реактивной мощности. Если к электросети подключается любой иной потребитель, частота электрического тока падает. Порой до критической отметки. Включение же ферросплавных агрегатов позволяет удерживать частоту за счет стабилизации соотношения между активной и реактивной мощностями. Таких потребителей, как ферросплавные заводы, которые имеют возможность быстро реагировать на пожелания служб энергосбыта, фактически улучшать при своей работе качество электроэнергии, поставщики должны на руках носить...»
Виталий Княжанский