Самыми привлекательными на протяжении уже нескольких лет являются те площади и форматы помещений, которые подходят наиболее активно развивающимся операторам.
Как сообщила Наталия Миколайчук, директор и руководитель департамента торговой недвижимости компании DTZ в Украине, на сегодняшний день, это продуктовые супермаркеты (от 1 тыс. кв.м. до 3 тыс. кв.м.), гипермаркеты (от 5 тыс. кв.м.), магазины электроники (от 1 тыс. до 2 тыс. кв.м.), рестораны (от 100-150 кв.м. до 300-400 кв.м.).
«Даже потребители с ограниченными финансовыми возможностями, тратят деньги на проведение досуга вне дома. Поэтому для успешности важна интересная концепция объекта, яркая архитектура и рациональное проектирование всех зон комплекса», — рассказал Александр Попов, директор проектной группы «Архиматика».
Среди арендаторов торговых площадей эксперты называют магазины одежды и обуви (100-180 кв.м. и 300-500 кв.м). Постоянным спросом пользуются места под островки и киоски (5-15 кв.м) в коридорах торговых галерей, а также помещения в прикассовых зонах продуктовых супермаркетов и гипермаркетов (25-50 кв.м).
Собеседники отмечают стабильный спрос на торговые помещения Киева со стороны брендов высокого ценового сегмента. Так, вслед за открытием в конце 2011 г. магазина Dior, в 2012 г. первых покупателей приняли Prada в районе Пассажа, Dolce & Gabbana в ТЦ «Мандарин Плаза» и Valentino на бульваре Леси Украинки.
Первые магазины в Украине открыли такие ритейл-операторы среднего ценового сегмента: Piazza Italia, W52 Jeans, Marina Rinaldi, Reiss, Evita Peroni, Cinque, bebe, Max Mara Weekend, Black Star by Timati, Denis, Why Denis, Stefanel, Blanco, Strellson, Mohito, Suvari и другие.
Подтвердили свой выход на рынок и два новых турецких бренда — LC Waikiki и Collezione. Вместо Peacocks компания «Маратекс», которая осуществляла развитие этой сети на украинском рынке, вывела новый бренд — итальянскую сеть OVS, входящую в Gruppo Coin.
По данным директора департамента торговой недвижимости компании Colliers International Натальи Кравец, в 2012 г. было введено в эксплуатацию около 100 тыс. кв.м. качественных торговых помещений, что увеличило общий объем предложения в Киеве на 14% в сравнении с 2011 г. Суммарная площадь столичных ТЦ составила около 800 тыс. кв.м.
В итоге вакантность временно повысилась с 1,7% по состоянию на конец 2011 года до 3,0%, а ставки стабилизировались или же некоторых случаях даже немного снизились. На секции площадью 100-200 кв. м в наиболее успешных проектах они составляют, в среднем, $110 за кв. м в месяц. Максимальная цена достигает $250 за квадрат в месяц.
Однако обеспеченность торговыми помещениями в столице Украины едва превышает 280 кв. м на 1 000 жителей, что по-прежнему значительно меньше показателей большинства крупных европейских городов (например, в Варшаве этот показатель равен 594 кв. м).
Низкая насыщенность рынка торговой недвижимости Киева качественными площадями позволяет торговому сегменту оставаться весьма привлекательным с точки зрения девелопмента. Об этом свидетельствует беспрецедентный объем нового предложения, заявленный к вводу в эксплуатацию на 2013-2015 гг. На рынок может выйти около 740 тыс. кв. м новых торговых помещений, что практически вдвое увеличит существующее количество площадей и, соответственно, — конкуренцию за постояльцев.
Только этом году сегмент должен расшириться на 188 тыс. кв. м: ТРЦ «Гулливер» (47 тыс. кв.м), «Мармелад» (40 тыс. кв. м), ART MALL (35,5 тыс. кв.м), «Атмосфера» ( 30 тыс. кв.м) и Silver Breeze (16 тыс. к. м).
Среди проектов, заявленных к открытию на 2014 г., стоит отметить ТРЦ Respublika (140 тыс. кв.м), Kyiv Mall (72 тыс. кв.м), River Mall ( 55 тыс. кв.м) и «Проспект» (40,5 тыс. кв.м).
В то же время необходимо принять во внимание тенденцию прошлых лет, когда сроки ввода в эксплуатацию ряда объектов неоднократно переносились. Такой сценарий вполне вероятен и в будущем.
По прогнозам Кравец, арендные ставки в ближайшее время вероятней всего останутся на нынешнем уровне. В случае ухудшения экономической конъюнктуры, а также выхода всех запланированных к вводу в эксплуатацию проектов, плата за помещения может снизиться, а вакантность вырасти.
Но даже в уменьшения ставок, их уровень будет достаточным для того, чтобы торговый сегмент, по-прежнему, оставался привлекательным для девелопмента с точки зрения доходности.
Александр Попов добавил, что рынок торговой недвижимости будет активно развиваться, поскольку он еще не насыщен качественным предложением, а новые ТЦ — отличаться масштабностью и мультифункциональностью.