Ошибаются, что думают, что Украина очень далека от Турции. Если вспомнить историю, то в свое время на территории Киевской Руси жили торки — те же самые турки. Даже есть гипотеза, что часть торков переселилось в Малую Азию в 12 в., и эти торки положили основу появлению Османа и в будущем Османской империи.
Не стоит недооценивать идею Богдана Хмельницкого отдать территорию Украины под протекторат Османской империи. В любом случае, славянские княжества типа Молдовы, Валахии и Сербии имели больше прав и самостоятельности, чем Малая Русь в составе Великого княжества Московского. И хотя историки не очень любят об этом вспоминать, но, что не получилось у отца, в свое время реализовал сын. Когда Юрась Хмельницкий стал во главе Правобережной Украины — «Князем Сарматии и войска Запорожского» — эта часть Украины отошла под протекторат Османской империи. Но это история, а ближайшие факты говорят о другом.
По итогам 2012 г. Украина имеет дефицит внешнеторгового сальдо с Россией больше 9 млрд долларов, с Белоруссией — больше 2,8 млрд долларов, с Польшей — около 990 млн долларов. А с Турцией — наоборот.
По итогам 2012 г. Украина имеет профицит во внешней торговле с Турцией в размере почти 1,8 млрд долларов. Турция — один из главных покупателей украинского металла. Кроме того, Турция покупает и украинское зерно. О том, что украинцы активно отдыхают на курортах Турции говорить, не приходится, поскольку наш Крым явно уступает турецкой Ривьере. Вот с кем нужно заключать договор о Зоне свободной торговли и с кем нужно интегрироваться.
Россия с ее политикой «собирания земли русской» явно путает политические и экономические цели, в результате чего мы получаем бесконечные торговые войны, «сырной». С Турцией все наоборот. Если имеет место экономические конфликты с турецким бизнесом, то они решаются без политического подтекста.
Но для Украины Турция интересна не только, как торговый партнер, но и как пример для развития экономики. На текущий момент в Украине ВВП на одного жителя составляет около 7600 долларов, в Турции это показатель около 15 тыс. долларов. А около 10 лет назад уровень ВВП в долларовом эквиваленте на одного жителя в Турции был таким же, как у нас. У нас очень близкие структуры экономики. ВВП Украины формируется на 10% за счет сельского хозяйства, 33% — промышленности и 57% — сферы услуг. В Турции ВВП формируется на 9% за счет сельского хозяйства, 28% — промышленности и 63% — сферы услуг.
Хотя, разумеется, между нашими странами есть и отличия. Количество работоспособного населения в Турции около 27 млн человек, а в Украине — около 22 млн. Правда, уровень безработицы в Украине по итогам 2012 г., согласно методике МОТ, достиг 7,4%, а в Турции — около 9%. Зато и украинцы, и турки много работают за границей и присылают деньги на родину. Украина получает существенный приток частных переводов из-за границы от своих работающих граждан за рубежом так же, как и Турция. При этом, сумма частных переводов работающих за границей растет из года в год и в Турции, и в Украине.
Национальная валюта Турции — лира — с 2008 г. девальвировала на 36%, что меньше, чем 66% девальвации гривны за этот же период. Может на это повлияло, что налоговая нагрузка к ВВП в Украине составляет 30%, а в Турции — 23%.
Дефицит госбюджета по итогам 2012 г. в Турции составил 2,8%, в Украине — 3,7%. Инфляция в Турции в 2012 г. составила 9,1% а в Украине получилась дефляция. Но зато в Турции в 2012 г. рост ВВП вышел почти на 3%, а Украина могла похвастаться лишь 0,2%.
И может самый интересный показатель. Уровень теневой экономики в Турции, согласно информации МВФ, — 27,7%, в Украине — около 35%.
Турция, может быть, не самая мощная страна Европы. Но Турцию, как и Украину, не очень хотят принимать в ЕС. В этом смысле мы — страны-братья. Хотя никто не говорит, что Украина — азиатская страна, но своим поведением и отношение ЕС пытается это сказать. И явно не горит желанием присоединить к себе и Украине, и Турцию. Может, стоит в этом случаи объединить усилия Украины и Турции и создать взаимный неЕвропейский союз, который, может, не будет так заполитизирован, зато сможет решать проблемы по-своему. Где-то — используя опыт Турции, где-то — Украины.
А ЕС? Не хотят — и не надо. Придет время — сами пригласят.