Но концепции нет, точнее, она не была официально презентована. За несколько недель до дедлайна Захарченко и Лавринович на трехсторонней встрече с президентом договорились отложить начало реформы на два года. Это подтвердили два источника, знакомых с процессом подготовки реформы — в правительстве и МВД, — и зам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимир Сивкович, ведомство которого также занималось этим вопросом. Что помешало власти запустить давно анонсированный процесс?
Острые углы
Завершить реформу МВД власть планировала к 2015 году. Предполагалось, что к этому времени милиция уже будет полностью реорганизована. Согласно рабочей версии концепции реформы, министерство планировали сделать гражданским ведомством, по образцу европейских стран. Борьбу с преступностью хотели отдать полиции, а расследование экономических преступлений — поручить новому подразделению, куда бы вошла и налоговая милиция. Плановый запуск реформы — 2013 год. Но уложиться в срок чиновники не смогли.
Во-первых, реформа предполагала массовые сокращения в системе МВД. Сколько именно планировали уволить, в АП не уточняли, но речь шла о тысячах сотрудников. А сейчас — не лучшее время для сокращений силовиков. «Для реорганизации милиции ситуация в стране должна быть более спокойной. Сегодня не работает парламент, постоянно проходят митинги оппозиции», — объясняет Оксана Маркеева, заведующая отделом стратегии реформирования сектора безопасности Нацинститута стратегических исследований.
МВД пока передали миграционную и пограничные службы. Обсуждается вопрос о полномочиях по борьбе с наркотиками Владимир Сивкович, зам секретаря СНБО.Еще один нюанс — Партия регионов уже начала неформальную предвыборную президентскую кампанию и рассматривает вариант проведения внеочередных парламентских выборов. А любая кампания — плохой момент для массовых сокращений силовиков, традиционно устойчивого электората власти.
Максимальная жертва, на которую сейчас готова пойти власть — сокращение 7000 сотрудников МВД. С этим предложением в январе нынешнего года выступил Кабмин, зарегистрировав в Раде соответствующий законопроект. Пока документ не принят.
Во-вторых, президент до сих пор не озвучил свою позицию относительно создания финансовой полиции, которой планировали отдать все полномочия по борьбе с экономическими преступлениями. В результате зависла реорганизация Главного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) в МВД. Изначально планировалось, что у УБОП заберут функции по расследованию экономических преступлений и передадут финансовой полиции.
В-третьих, силовые ведомства не смогли поделить, кто будет бороться с незаконным оборотом наркотиков. Сейчас эти полномочия есть и у МВД, и у Службы безопасности Украины. Но, согласно предварительной концепции реформы, бороться с наркотиками должна была Госслужба по контролю за наркотиками.
Отложили до спокойных времен
На вопрос о том, какие вопросы чиновникам уже удалось утрясти, замглавы СНБО Сивкович отвечает кратко: «В сферу координации МВД пока передали миграционную и пограничные службы. Обсуждается вопрос о полномочиях по борьбе с наркотиками».
В МВД обсуждать вопрос об отсрочке реформы отказались, ответив только, что, по информации ведомства, проект концепции реформы сейчас обсуждается в Координационном центре по внедрению экономических реформ при президенте Украины. В пресс-службе Александра Лавриновича также заявили, что все вопросы по реформе нужно задавать АП, но там комментировать эту тему отказались.
На условиях анонимности источник, близкий к руководству Кабмина и знакомый с ходом реформы, сообщил, что к реорганизации МВД планируют вернуться уже после президентских выборов. К этому времени должен быть подготовлен новый законопроект о полиции. Основная идея документа — разделение полномочий Министерства внутренних дел, где будут работать только чиновники, ответственные за политику ведомства, и полиции, куда передадут функции по борьбе с преступностью.
Екатерина Сыченко