Специальные меры применяются на три года путем внедрения специальной пошлины в отношении импорта в Украину легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием (бензиновым) в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя:
— более 1000 куб. см, но не более 1500 куб. см — в размере 6,46% (код УКТ ВЭД 8703 22 10 00);
— более 1500 куб. см, но не более 2200 куб. см — в размере 12,95% (код УКТ ВЭД 8703 23 19 10).
Ранее сообщалось, что в диапазон объемов двигателя, которые будут облагаться новыми спецпошлинами, попадают фактически до 80% всех автомобилей в Украине.
При этом МКМТ отмечала, что импорт в Украину легковых автомобилей, даже в ходе расследования в отношении производства национального товаропроизводителя и потребления, рос независимо от страны происхождения и экспорта. «Этот рост происходил на таких условиях и в объемах, что грозило причинением значительного ущерба национальному товаропроизводителю и что национальные интересы требуют применения к такому импорту специальных мер», — говорилось в сообщении ассоциации «Укравтопром».
В целом, украинские автопроизводители положительно восприняли введение новых спецпошлин. Это, по их мнению, позволит загрузить заводы и создать новые рабочие места, что положительно скажется на экономике регионов и государства.
В корпорации «Богдан» отметили, что печальный тренд падения производства автотехники в Украине продолжается. Отечественные автопроизводители из-за отсутствия механизмов защиты внутреннего рынка и, как следствие, незагруженности производства несут убытки.
Также сообщалось, что использование созданных в Украине производственных мощностей (корпорацией «Богдан», «УкрАВТО», «Еврокар») не достигает и 20%. Поэтому компании вынуждены сокращать работников. На сегодня, по сравнению с 2008 г., количество работников на всех автозаводах сократилось более чем на 53%.
Официальное представительство Citroen в Украине, комментируя введение пошлин на импорт новых автомобилей, заявляло, что это приведет к реальному увеличению цен на автомобили, затормозит развитие всего авторынка страны и экономики в целом. Также в комментарии говорилось, что дополнительные пошлины — это дополнительные поборы на плечи рядовых украинцев, желающих приобрести качественный автомобиль. Теперь покупателей просто ограничивают в выборе машин. Это рецессия в развитии экономики страны и очередное препятствие на пути к благосостоянию украинцев.
С 2010 г. на украинском рынке темп роста импорта опережает темп роста автопроизводства в 1,5 раза, при этом в период 2008-2010 гг. доля импорта легковых автомобилей выросла с 52% до 68%, а в 2011 г. она составила 72%. Кроме того, в 2010 г. объем импорта автомобилей в Украину вырос на 70% к 2009 г., в 2011 г. — на 84,3%. «Автомобили занимают одно из первых мест в формировании отрицательного сальдо торгового баланса и с каждым годом ситуация ухудшается», — резюмировали в корпорации «Богдан».
Напомним, импорт легковых авто в Украину в 2012 г. вырос на 13% — до 3,24 млрд долларов. Предложение на первичном рынке легковых автомобилей в прошлом году на 83% было сформировано за счет импорта. За 2012 г. в Украину было ввезено почти 205 тыс. легковых автомобилей из 66 стран на сумму 3,24 млрд долларов.