Мировой кризис с одной стороны ударил по государственным доходам стран ЕС, а с другой подтолкнул бизнес к работе в рамках схем по минимизации налогообложения. Такая ситуация привела к усилению критики оффшорных зон.
Однако упразднение таких налоговых зон выгодно далеко не всем странам ЕС. Аналитики DA Vinci AG отмечают, что Великобритания контролирует наибольшее количество офшорных зон. В зоне ее влияния находятся Кипр, Британские Виргинские острова, острова Теркс и Кайкос, Бермуды, остров Гернси, остров Джерси, Белиз, Багамские острова, Сейшельские острова и пр.
В тоже время Германия не обладает собственными или подконтрольными территориями с оффшорным статусом. Тем не менее, она вынуждена выступать ключевым финансовым донором для стран ЕС, находящихся в кризисном положении. При этом промышленность Германии испытывает на себе сильное конкурентное давление производителей из других стран, которые снижают стоимость своих товаров за счет оффшоров.
Логичным следствием такого положения вещей является антиоффшорная политика, проводимая этой страной. «Позиция Берлина в отношении Кипра, а также одобрение министром финансов Германии утечки информации из БВО способствует формированию условий для подрыва экономических и репутационных позиций оффшорных юрисдикций», — считают аналитики. Они убеждены, что Берлин знал о возможном ходе развития кризиса на Кипре задолго до его начала.
Таким образом, резюмируют эксперты, «целью германской политики может быть подрыв всей существующей оффшорной системы с точечными ударами по наиболее популярным белым оффшорным юрисдикциям».
Предполагается, что такой сценарий в конечном итоге приведет к устранению налоговых преференций в оффшорных юрисдикциях за счет поднятия нижней границы корпоративного налога в этих зонах до уровня 15-17%.
Это, однако, невыгодно для Великобритании, которая может столкнутся с ускоренным развитием кризисных явлений в ее экономике, уже страдающей от высокого уровня долгов. Фактически Лондон окажется перед угрозой потери статуса мирового финансового центра и на фоне усиления позиций Берлина будет сломлен в ключевых политических и экономических вопросах функционирования Союза.
Давление на оффшорные юрисдикции также имеет под собой цель вытеснить капитал сомнительного происхождения из стран бывшего СРСР.
Отдельно стоит отметить, что, по мнению аналитиков, давление на оффшорные юрисдикции также имеет под собой цель вытеснить капитал сомнительного происхождения из стран бывшего СРСР. В отчете DA Vinci AG упоминается о том, что в ноябре 2012 года германская разведывательная служба BND (Bundesnachrichtendienst) подготовила специальный доклад о состоянии финансов Кипра, в котором отмечалось, что в случае оказания ЕС финансовой помощи этой стране главными бенефециариями окажутся связанные с кипрским оффшором российские олигархи, бизнесмены и организованная преступность.
Тем не менее, считают специалисты компании, борьба с оффшорными юрисдикциями приведет к только изменению схем и каналов оттока капитала из экономики постсоветских стран, но не к сокращению оттока капитала из экономики Украины и России. Каналы его вывода будут усложняться и диверсифицироваться, что в конечном итоге повысит себестоимость минимизационных схем, отразившись на цене товаров компаний, задействованных в них.
Напомним, Кипр обратился за помощью к ЕС, чтобы получить средства на реструктуризацию финансового сектора, пострадавшего от кризиса в Греции, ведь на балансах кипрских банков находились крупные пакеты греческих гособлигаций.
Министры финансов стран еврозоны (Еврогруппа) на совещании, которое длилось в ночь 25 марта приняли решение выделить Кипру стабилизационный займ на сумму 10 млрд евро. Решение о предоставлении денег Кипру было одобрено 17 министрами финансов, входящими в Еврогруппу, и Тройкой международных кредиторов. По условиям соглашения, счета в Laiki Bank, на которых находится до 100 тыс. евро, по законам Евросоюза застрахованы и будут переведены в Банк Кипра, который станет «хорошим банком». Счета более 100 тыс. будут временно заморожены и обложены сбором, который, по неподтвержденной информации, может составить до 40%. По информации Йеруна Дейсселблума, эта мера даст возможность получить до 4,2 млрд евро. В то же время, счета прочих финучреждений Кипра не будут обложены налогом.