«Раньше эти вопросы (о портовых сборах) регулировал Кабинет министров своим постановлением (принятым в 2000 году), — поясняет заместитель директора департамента морского и речного транспорта при Министерстве инфраструктуры Игорь Горобец. — После вступления в силу закона «О морских портах» порядок взимания портовых сборов будет определять Мининфраструктуры своим приказом».

Частник получает все

Что нового в приказе? Административный сбор (в госбюджете-2012 он составлял 78 млн гривен) будет собирать АМПУ. Сегодня его собирают морские порты и перечисляют в бюджеты разных уровней. Это сбор был введен в 1997 году с целью уплаты членских взносов в международные морские организации. В прошлом году, на оплату взносов пошла лишь незначительная часть этих денег - менее 1 млн гривен. Согласно закону о бюджете, 50% портового административного сбора перечисляется в спецфонд госбюджета, и 50% — в общий фонд госбюджета. Проект приказа определяет госбюджет единственным получателем этого сбора.

Корабельный, причальный и канальный сборы поделят Администрация портов и инвесторы. Административный сбор достанется АМПУ.Причальный и канальный сборы, которые зависят от объема и вида груза, а также от тоннажа судна, пойдут АМПУ и частным компаниям, которые владеют портовыми мощностями либо арендуют их. Сейчас эти деньги получают только сами порты. В распоряжении АМПУ и частников окажется 100% средств от корабельного сбора. Сейчас 10% от него получает Морская поисково-спасательная служба.

Нововведения не коснутся рыбных портов, которые подчиняются не Мининфраструктуры, а Министерству аграрной политики.

На деньги от портовых сборов смогут рассчитывать только те частные структуры, которые успели заполучить причалы и каналы до 2009 года. Сейчас государственные причалы и каналы (в 2011 году были внесены изменения в закон «Об аренде») нельзя купить, взять в аренду или концессию. Со вступлением в силу закона «О морских портах» компаниям, рассчитывающим на поступления от сборов, придется заняться строительством собственной инфраструктуры.

«Вполне логично, что корабельный, причальный и канальный сборы будут получать инвесторы, построившие причал или канал, — отмечает Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины. — Так работают во всем мире. Бизнесмен вкладывает деньги и хочет получить компенсацию».

Миллиард уплывает

Возможность получать портовые сборы повысит привлекательность портов для частных инвесторов. «В структуре доходов порта сборы занимают от 5% до 25%, в зависимости от обслуживаемых судов и специализации порта», — поясняет Юрий Васьков, исполняющий обязанности главы АМПУ. По словам Сергея Горчакова, члена правления Коллегии юристов морского права, в среднем доля портовых сборов в госпортах Украины — более 20%. В доходах отдельных портов — к примеру, Скадовского и Бердянского, которые перерабатывают низкотарифные грузы (песок, уголь, щебень и т.д.), сборы могут превышать 50%. В 2012-м суммарный валовой доход 18 госпортов Украины составил 7,7 млрд гривен. Общая сумма портовых сборов составила около 1,3-1,5 млрд гривен.

Валовой доход госпортов Украины — 7,7 млрд гривен в 2012 году.Изменение правил игры может привести к финансовым трудностям для небольших госпортов. «Зачастую порты используют доходы от сборов не по назначению, — констатирует юрист одной из частных компаний, специализирующийся на морском праве. — Например, администрации небольших портов, таких как Скадовский, Феодосийский, за счет этих сборов выплачивают зарплату».

Неясны и юридические последствия приказа. «Согласно Конституции, права и обязанности устанавливаются исключительно законами Украины — предполагаемое в будущем установление портовых сборов приказом министерства вызывает большие сомнения, — говорит специалист по морскому праву. — Сейчас частные компании молчат, но когда закон «О морских портах» вступит в силу, они могут заявить, что приказ незаконный, и самостоятельно устанавливать размер портового сбора».

Андрей Киреев