С экономической и инвестиционной точки зрения, страны БРИК уже ничто не объединяет, считают в S&P. Четыре страны слишком разные, чтобы вести общую политику.
Беспокойство должно вызывать падение темпов роста ВВП России до 1% в I квартале. Впрочем, прогноз роста ВВП в 2013 г. от S&P пока держится на уровне 3,3% с последующим ускорением до 3,5% в 2014 г. Так что аналитики считают аутсайдером не Россию, а Бразилию, темпы роста ВВП которой рухнули до 1,3% уже в 2012 г. и которая в отношении экономики «предпочитает стабильность динамике».
Аббревиатуру БРИК в 2001 году придумал Джим О'Нил, главный экономист Goldman Sachs, который до сих пор уверен в быстром росте развивающихся стран и увеличения их роли в мировой экономики.
Но у него есть свои оппоненты.
«В то время как БРИКС может быть полезным для согласования определенной дипломатической тактики, данная организация включает в свой состав чрезвычайно несопоставимые страны. Помимо того что ЮАР миниатюрна по сравнению с остальными, экономика Китая крупнее экономик всех остальных членов, вместе взятых. России не хватает разнообразия экспорта, она столкнулась с тяжелыми проблемами демографии и здравоохранения, и, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, »сильно нуждается в модернизации", — считает американский политолог и эксперт по международным отношениям Джозеф Най.
Россия
Долгосрочному росту России угрожают несколько факторов, говорится в отчете S&P. Во-первых, увеличение бюджетных трат. В 2000-2008 годах госрасходы выросли в 10 раз, а номинальный ВВП вырос в 8,5 раз.
Даже во время кризиса правительство активно тратило, тогда были созданы большие дефициты — это позволило смягчить часть негативных эффектов спада. Сейчас бюджет сбалансирован, но о большом профиците речь уже не идет. Возможности государства проводить стимулирующую политику теперь ограничены, это видно на примере бюджета 2013 года, где расходы выросли всего на 3% — это рекордно низкие темпы роста.
Одна из главных проблем России — инвестиции не растут так быстро, как нужно, не удовлетворяя потребность экономики в них. Еще одна проблема — это структурные реформы. России нужны меры по улучшению делового климата, борьбе с коррупцией. Если эти проблемы будут решены, рост российской экономики будет выше, возможно, 5-6%, считают аналитики. Все более вероятные стимулы от Центрального банка не помогут поддержать внутреннее потребление.
Бразилия
Бразилия, в отличие от других участников БРИК, — стабильная и эффективная демократия. Но оборотной стороной этой стабильности является отсутствие динамизма в развитии экономики. Бразилия — это экономика, которая не растет, констатирует S&P.
Любое существенное изменение требует значительных политических усилий. Это отсутствие динамизма и стало главной проблемой. С 2001 году только четыре года ВВП рос больше, чем на 4% — это недостаточно для страны с таким уровнем развития. Проблема также в очень низком уровне инвестиций в экономику Бразилии по сравнению с другими странами БРИК.
Китай
В последнее десятилетие экономика Китая демонстрировала сильный рост и стабильный приток инвестиций. Однако это политика сопровождалась финансовыми репрессиями, которые привели к значительному росту сбережений. В стране стали доступны инвестиции под низкую процентную ставку.
Однако поддержать высокие темпы роста в последнее время стало очень непросто. Местным правительствам пришлось брать на себя инфраструктурные инвестиции, из-за чего растут кредитные риски и риски всей финансовой системы. Единственная надежда экономики — китайские потребители. Но, чтобы они смогли обеспечить стабильный внутренний спрос, нужны структурные реформы: больше доходов должны получать домохозяйства, госпредприятия должны работать эффективней.