Сегодня одолжить в банке средства на покупку жилья практически нереально, поэтому «бесквартирные» украинцы активно присматриваются к чужой ипотеке. Риелторы говорят — сэкономить на залоговой недвижимости можно. Однако юристы предупреждают: чем больше уценка, тем выше риски, что бывший хозяин в конечном итоге отсудит свое имущество назад.
Залоговые квартиры на украинском рынке жилья появились не вчера. По наблюдениям президента Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Генриха Людкевича, такие предложения можно было найти и в прошлом, и в позапрошлом годах. Другой вопрос, что цены были не ниже, а даже выше средних по рынку, ведь львиная доля проблемных кредитов под залог или на покупку квартир выдавалась в докризисные годы, в период пиковой стоимости квадратных метров. «После резкой девальвации гривны залоги сильно упали в цене, — поясняет независимый аналитик рынка недвижимости Ярослав Цуканов. — К примеру, квартира за $140 тыс. сегодня стоит на рынке не больше $100—110 тыс. Поэтому банки шли на колоссальные убытки, выставляя залоговую недвижимость по рыночным ценам».Покупателю было неинтересно связываться с чужими долгами за деньги, на которые можно купить «чистую» квартиру.
Тем не менее, такое жилье практически не продавалось, ведь покупателю было неинтересно связываться с чужими долгами за деньги, на которые можно купить «чистую» квартиру. Масла в огонь подлила стагнация рынка недвижимости: третий год подряд цены на жилье не только не повышаются, а наоборот — медленно сползают вниз. «В результате к банкам пришло понимание, что проблемные долги пора возвращать хотя бы частично, — говорит эксперт по недвижимости компании «Риелторский дом» Анатолий Бастюченко. — Время идет и залоги все больше обесцениваются. Если раньше банкиры думали, что заемщики пытаются уклониться от кредитных платежей, то сейчас стало ясно — людям банально нечем платить по кредиту. Надежды на скорое улучшение экономической ситуации и восстановление платежеспособности заемщиков нет».
С прошлого года финансисты приступили к плотной «обработке» должников, отмечает Цуканов. Самыми активными стали банки с иностранным капиталом, нацеленные на выход с украинского рынка и потому заинтересованные в «чистке» портфелей. Уже в январе цены залогового жилья стали снижаться. Да и самих квартир появилось больше, хотя банкиры эту информацию подтверждают неохотно. К примеру, начальник сектора залоговых операций банка «Национальный кредит» Евгений Корешков говорит, что «сегодня залоговые квартиры не играют значительной роли на рынке недвижимости». А вот глава управления принудительного взыскания «Эрсте Банка» Богдан Кузняк не отрицает, что «тенденция имеет место», однако конкретно в их банке объемы реализации залоговой недвижимости не изменились.
Аналитики говорят, что средний размер уценки составляет треть от рыночной стоимости квартиры, но узнать о ней можно далеко не всегда. «Нередки ситуации, когда объект вообще не стоит в открытой продаже, зато в распечатках, которые распространяются среди «своих» людей, цена ниже рыночной на 30—40%, — констатирует Бастюченко. — Делается это не из-за личной жадности. Банкирам невыгодно завалить и так полумертвый рынок недвижимости». Юрист адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов называет еще одну причину скрытности финансистов: «Неясности в новой процедуре регистрации права собственности (напоминаем, что с начала этого года все сделки с недвижимостью, начиная от купли-продажи и заканчивая дарением или наследством, больше не относятся к полномочиям БТИ, теперь их регистрируют государственные регистраторы и частные нотариусы) отпугивают реальных покупателей и дают возможность для осуществления подковерных перебросок квартир на «дружественных» клиентов по заниженным ценам».
Однако эксперты советуют потенциальным покупателям не опускать руки — по словам Цуканова, все больше банкиров отходят от невыгодной для бизнеса практики распродажи залогов по «своим». «Сегодня данные о залоговом имуществе, выставленном на реализацию, можно найти на сайте любого банка, — подтверждает Кузняк. — Это касается как добровольной продажи заемщиком недвижимого имущества под контролем банка, так и принудительной реализации ипотеки через публичные торги». Размер уценки при этом, естественно, не указывается, однако он напрямую зависит от того способа, к которому прибегает банк при продаже каждой конкретной квартиры.
Читайте также: