«Монополия исходит из необходимости полностью отказаться от украинского транзита», — отметил источник.

В то же время, польские власти, для которых реанимация проекта стала неожиданностью, также не исключают, что объявление о расширении газопровода Ямал — Европа является элементом торга с Украиной. Ведь активизация трубопроводных проектов «Газпрома» совпала с резким обострением отношений с Украиной.

«Мы не хотели бы стать участниками газовых споров между ними (Украиной и Россией)», — заявил вчера вице-премьер и министр экономики Польши Януш Пехочиньский. Хотя, и добавил, проект интересен Польше, которой он поможет увеличить доходы от транзита газа.

Сам Пехочиньский собирается 5-6 апреля встретиться в Петербурге с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером и, в частности, обсудить Ямал — Европа.

Источники не исключают, что именно тогда будет подписан меморандум с Europolgaz, хотя, например, глава компании Мирослав Добрут вчера заявил, что узнал о планах по расширению Ямал — Европа «из газет».

Обоснование инвестиций стороны закончат до сентября. К строительству второй нитки Ямал — Европа, от которой «фактически отказались» из-за Nord Stream и South Stream, в среду «Газпрому» поручил вернуться президент России Владимир Путин для «повышения надежности газоснабжения Польши, Словакии, Венгрии».

В то же время инвесторов планы «Газпрома» по строительству все новых газопроводов смущают.

«На сообщениях „Газпрома“ о расширении трубопроводных проектов акции монополии, как и ее капитализация, падают, инвесторы не верят в эффективность этих проектов», — отметил Григорий Бирг из «Инвесткафе».

При этом глава East Eropean Gas Analysis Михаил Корчемкин добавил, что экономического смысла в расширении Ямал — Европа точно нет. По его оценке, с реализацией всех заявленных проектов экспортные мощности «Газпрома» составят почти 400 млрд куб. м при контрактах на 158 млрд.