Компания рассчитывает занять нишу транзита в города Казахстана и Азиатско-Тихоокеанского региона и для выхода на украинский рынок выбрала удачное время, поскольку раньше значительную конкуренцию перевозчику составлял АэроСвит.
Авиакомпания Air Astana открыла регулярные рейсы в Киев из Астаны и Алма-Аты с 31 марта. Рейсы из Астаны выполняют по понедельникам, средам и субботам на Embraer 190. Рейсы Алма-Ата-Киев — по вторникам, пятницам и воскресеньям на A320. Компания рассчитывает на транзитных пассажиров.
Стоит отметить, что сейчас со стороны Украины ежедневные рейсы в Астану и Алма-Ату выполняет только компания (МАУ). Но билеты казахского перевозчика дешевле. Минимальная цена на рейс Киев-Астана-Киев у Air Astana сейчас составляет $316, у МАУ — $327. На рейсе Киев-Алма-Ата-Киев — $327 у Air Astana и $472 у МАУ.
Подчеркнем, Air Astana — крупнейший перевозчик Казахстана, на его долю приходится около 64% внутреннего рынка. Во флоте компании 25 самолетов. Выручка в прошлом году составила $870 млн, пассажиропоток в I полугодии 2012 года — 1,5 млн человек. 51% компании принадлежит фонду национального благосостояния Самрук-Казына, 49% — ританской BAE Systems.
«Украина имеет для нас стратегическое значение в плане развития транзитного потока между Западной Европой и Азиатским регионом», — заявил президент Air Astana Питер Фостер. Для Казахстана Киев являлся третьим по популярности направлением после Москвы и Стамбула. Причем на долю Air Astana приходится 51% всего пассажиропотока между Казахстаном и другими странами (данные Innovata).
Для украинских авиакомпаний Казахстан — шестое по популярности направление (данные CAPA Centre for Aviation по состоянию на прошлое лето). При этом Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивает ежегодный рост пассажиропотока в страну на уровне 20%.
Air Astana явно рассчитывает занять нишу транзита в города Казахстана и Азиатско-Тихоокеанского региона, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк. «Если украинские авиакомпании обычно забирали пассажиров из Казахстана и перевозили их дальше в Европу и штаты, то Air Astana может вывозить их для дальнейшего следования внутри Казахстана и по дальнемагистральным рейсам в Китай, Корею и Юго-Восточную Азию», — отметил генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев.
Компания выбрала удачное время для выхода на рынок — дальнемагистральные рейсы в эти регионы из Украины после ухода АэроСвита не выполняются. «Украинским пассажирам, кроме полетов в города Казахстана, могут быть интересны транзитные рейсы в Пекин, Токио, Дели, Бангкок, Гонконг и Сеул, — отмечает Слободянюк. — Эти направления в Украине сейчас никем не покрыты. И если европейские направления высококонкурентные, то в Азию перевозчик может продавать билеты с большей доходностью». Сейчас на этих маршрутах из Киева Air Astana будет конкурировать с Аэрофлотом, Turkish Airlines и Turkmenistan Airlines.
Для выхода в Украину у компании есть и еще одна причина — Air Astana важно «застолбить» квоты со стороны Казахстана, чтобы не дать украинским авиакомпаниям развивать это направление в качестве транзитного, считает Вадим Слободянюк. В прошлом году украинские компании столкнулись с проблемой при получении разрешений на полеты в Казахстан: авиавласти страны утвердили на зимнее расписание только 14 рейсов в неделю для АэроСвита, а для МАУ — вдвое меньше, чем летом. По данным Amadeus, эти компании занимали второе место по количеству забронированных билетов из Казахстана. В этом году, по словам пресс-секретаря МАУ Евгении Сацкой, проблем с получением разрешений не было.
Ранее сообщалось, что Киевский апелляционный хозяйственный суд 27 марта оставил в силе решение суда первой инстанции от октября 2012 года, согласно которому компания Международные авиалинии Украины (МАУ) должна стать 100-процентным владельцем ООО Свиспорт Украина.
Напомним, ранее Хозсуд Киевской области 29 декабря 2012 года начал производство по делу о банкротстве АэроСвита по инициативе самой компании, назначив рассмотрение дела на подготовительном заседании на 23 января 2013 года, однако позже перенес рассмотрение дела на 15 февраля 2013 года с целью проведения инвентаризации имущества компании.
Однако Киевский апелляционный хозяйственный суд 5 февраля 2013 года отменил решение Хозяйственного суда Киевской области о возбуждении производства по делу о банкротстве авиакомпании.