Что нужно, чтобы деликатес-маркеты приносили желаемую прибыль и как развивается премиум-ритейл в других странах, рассказал генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
— Супермаркеты премиум-класса — более прибыльный формат по сравнению с традиционным ритейлом?
— Мне сложно говорить о рентабельности подобных магазинов, поскольку никаких финансовых показателей ритейлеров, кроме их товарооборота, мы не мониторим. Но то, что данный формат — более высокомаржинален, чем обычные супермаркеты и гипермаркеты — факт. Специалисты из российской «Азбуки вкуса» подсчитали, что в России магазин премиум-класса выходит на самоокупаемость при наличии 1500 постоянных клиентов.
Учитывая то, что львиную долю ассортимента премиум-маркетов составляют «заморские» товары, которые, прежде чем попасть на полку, преодолевают большое расстояние, то конечная цена на них априори не может быть низкой. Попросту говоря, ритейлерам неинтересно зарабатывать на таком «энергозатратном» импорте столько же, сколько и на отечественной продукции.
— Во сколько обходится открытие подобного магазина?
— Если речь идет о торговой точке, под которую арендуется площадь 700-1000 кв. м, то сумма может варьироваться в пределах $4-6 млн.
— Кто составляет целевую аудиторию деликатес-маркетов, и сколько у них должно быть постоянных покупателей, для того чтобы работать в плюс?
— Обычно клиенты таких торговых точек — это владельцы бизнесов, топ-менеджеры, верхняя прослойка среднего класса: они больше ценят качество и время, чем деньги. Специалисты из российской «Азбуки вкуса» подсчитали, что в России магазин премиум-класса выходит на самоокупаемость при наличии 1500 постоянных клиентов.
— Что еще нужно, помимо критичной массы покупателей, для того чтобы такой супермаркет был рентабелен?
— Привлекательная локация — в идеале в деловом районе города либо жилом элитном поселке. Желательно иметь родственную компанию-дистрибьютора, которая будет завозить продукты в страну. Например, так работает отечественная сеть Delight: алкоголь, который реализуется в ее торговых точках, поставляет управляющая компания СП «Марком». Ну, и строго выдерживать соответствующую ассортиментную политику и качество продаваемых товаров.
— Назовите самые успешные украинские деликатес-маркеты.
— По нашим оценкам, в Киеве наиболее популярны «Фуршет Гурман», «Космос» и Delight. В Днепропетровске пользуется успехом Le Silpo.
— Известны ли вам неудачные примеры запуска магазинов премиум-класса?
— Та же Delight по неизвестным нам причинам закрыла супермаркет в Днепропетровске. Сейчас сеть развивается только в Киеве. В Одессе был закрыт один из магазинов сети Santim.
— Расскажите о причинах неприбыльной работы таких точек.
— По-разному: это может быть и неудачно выбранная локация, и отсутствие достаточного количества представителей целевой аудитории в зоне локализации магазина. Да и в целом — общая экономическая ситуация в стране тормозит повсеместное развитие таких сетей.
— Каков объем премиум-сегмента в отечественном продуктовом ритейле?
— В 2011 году, по данным нашей компании, продажи в таких маркетах достигли 1,5 млрд гривен. И хотя это всего лишь 1,5% отечественного рынка FMCG-ритейла, в целом это самый динамичный розничный формат последних лет (премиум-маркеты Украины показали наибольший прирост выручки в процентном выражении в 2011 году к 2010-му). Учитывая то, что в 2012 году в стране появилось три новых таких магазина (два сети Le Silpo и один Delight), логично прогнозировать увеличение объема продаж через этот сегмент розницы. В Украине наблюдается парадоксальное явление: доходы населения не назовешь высокими — но жестких дискаунтеров, где цены обычно ниже, у нас нет.
— Как с развитием деликатес-маркетов обстоят дела в сопоставимых странах?
— В Польше, например, по итогам 2011-го уже было около 250 таких магазинов. Это примерно 3% всего местного рынка продуктового ритейла. Среди поляков даже распространена шутка: «Во времена социализма мы ели, чтобы выжить. Сейчас же мы живем, чтобы наслаждаться едой». В странах Западной Европы доля таких торговых точек — на уровне 10-15%.
— В чем особенность развития премиум-ритейла в Украине?
— Появление и развитие деликатес-маркетов, по сути, говорит о том, что этап эволюции цивилизованной розницы и сегментирования форматов в стране завершился. Обычно такие магазины появляются на рынке последними — после супер- и гипермаркетов, магазинов у дома и дискаунтеров.
В Украине же наблюдается парадоксальное явление: доходы населения не назовешь высокими — но жестких дискаунтеров, где цены обычно ниже, у нас нет.
— А как же самая крупная в стране по количеству магазинов днепропетровская сеть АТБ?
— Она — не в счет. Эта сеть имеет признаки мягкого дискаунтера или эконом-супермаркета. Мягкий дискаунтер отличается от жесткого количеством представленных товаров: ассортимент последнего урезан до критического минимума — на Западе около 800-1000 позиций. 1,5 млрд гривен составлял объем премиум-сегмента отечественного рынка продуктового ритейла в 2011 году.
А вот премиум-магазины, несмотря на экономические проблемы страны и граждан, в Украине приживаются.
Еще одна особенность — это то, что премиум-ритейл в Украине развивают преимущественно те компании, которые сделали себе имя на традиционных форматах (исключение — только сеть Delight). Да и в целом мультиформатность — это характерная черта всей отечественной розницы.
— Какие города, помимо Киева, наиболее привлекательны для премиум-ритейлеров?
— Выделяется Одесса, где компания «Таврия В» (и в меньшей мере «Фуршет» и «Копейка») решила удовлетворить желание зажиточных жителей города и области питаться качественно.
В намного меньшей мере этот сегмент развит сегодня в Харькове, Донецке и Львове, поэтому можно ожидать, что именно в этих городах (кроме Киева, естественно) развернут в ближайшее время свою экспансию премиум-ритейлеры.
Юлия Белинская