«Это произошло впервые с кризисного лета 2009 года. Украина оказалась в тисках стагнации — спад экономики плюс дефляция», — говорит управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.
Состояние отечественной экономики отражается на финансах украинцев прежде всего среднего класса. Несмотря на официальную инфляционную статистику, обыватели со средним уровнем дохода прочувствовали на себе рост цен. По расчетам консалтингового агентства «ААА», за предыдущий год цены на продукты питания выросли на 12—15%. При этом в премиум¬сегменте (мясо высшего сорта, сырокопченые колбасы, свежие овощи и фрукты) рост оказался еще больше — до 25—30%. «Власти проводят жесткую политику сдерживания цен на социальные группы товаров, которые и учитываются при расчете индекса инфляции. На них установлена минимальная торговая наценка в размере 10—15%. Поэтому торговые сети зарабатывают на продуктах премиум¬сегмента», — объясняет аналитик «ААА» Мария Колесник.
К слову, нынешние рекордные проценты по банковским депозитам косвенно подтверждают: реальные цены растут. Согласно экономической теории ставка по депозиту сроком до одного года должна быть на 1—2% выше уровня инфляции. В прошлом году банки были вынуждены привлекать у населения гривну под 25—30% годовых: чтобы обеспечить приток средств, финучреждения должны предлагать доходность, покрывающую рост цен.
Со временем дефляция отразится и на кошельках социально незащищенных слоев населения. Закон о государственном бюджете на нынешний год (п. 4 Заключительных положений) позволяет Кабмину корректировать в течение года объем социальных выплат «в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда на 2013 год». Причем оспорить снижение социальных выплат в судах гражданам не удастся, поскольку еще в конце 2011 года Конституционный суд признал аналогичные нормы, заложенные в бюджете¬2011, соответствующими основному закону. То, что правительство воспользуется этим правом, не вызывает сомнений. В главной финансовой смете заложен рост доходов на уровне 8%. Обеспечить их за счет развития экономики нереально. В третьем квартале 2012 года ВВП упал на 1,3% (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года), в четвертом квартале — на 2,5%. В январе 2013 года падение составило 0,5%. Теперь же казна лишилась возможностей наращивать поступления за счет инфляции, что подтверждают итоги прошлого дефляционного года. Дефицит госбюджета в 2012 году увеличился по сравнению с предыдущим годом в 2,3 раза — до 3,8% ВВП по сравнению с 1,8% ВВП в 2011 году. Решить проблему растущих кассовых разрывов можно, увеличив, к примеру, объемы заимствований. Однако правительству довольно сложно обслуживать даже уже имеющиеся долги. Поэтому без урезания социальных выплат не обойтись.
Усугубили ситуацию и антиинфляционные мероприятия НБУ: центробанк в прошлом году абсорбировал гривну, лишив банки возможности кредитовать экономику. За прошлый год объемы выдачи займов юрлицам выросли на 5,1% (30,3 млрд гривен). В начале года ситуация еще больше ухудшилась: в январе объем кредитования корпоративного сектора увеличился всего на 0,4% (2,57 млрд гривен). Предприятия, лишенные доступа к финансированию, заморозили инвестиции в развитие, темпы промпроизводства хронически снижаются (в 2012 году падение составило 1,8%, в январе 2013 года — 3,2%). «На фоне экономического спада корпоративный сектор ищет пути снижения расходов, чтобы поддержать рентабельность хотя бы на минимальном уровне. Это приводит к замораживанию зарплат и росту безработицы. Как следствие, мы наблюдаем падение спроса, который был двигателем экономики в прошлом году. Ухудшение потребительских настроений приводит к тому, что население начинает экономить и больше откладывать на черный день. Это еще больше тормозит спрос, а значит — экономику, спад которой по итогам года может составить до 5%», — считает экс¬замглавы НБУ Сергей Яременко.
Гривну будут держать до последнего
Губительность дефляции наконец признали и в Кабмине. Более того, Николай Азаров пообещал целый ряд мер, которые позволят отказаться от такой жесткой монетарной политики». «Сейчас формула ускорения экономического роста в Украине сводится к сохранению высокой эмиссионной активности НБУ, что приведет к ослаблению гривны. И небольшое ослабление будет благом, поскольку подстегнет инфляцию», — считает Найман. «Важно, чтобы НБУ не просто заливал деньги, а снабжал экономику инвестиционным ресурсом. Центробанк категорически отказывается рефинансировать банки на длительные сроки, а без этого позитивных изменений в экономике ожидать не стоит», — убежден Яременко.
НБУ продолжит сдерживать проседание гривны, в том числе за счет изъятия гривневой ликвидности у банков. Укрепление доллара будет означать рост платежей за российский газ, а также автоматическое наращивание внешнего долга (в 2013 году Украина должна выплатить 9 млрд долларов). По подсчетам Goldman Sachs, девальвация гривны на 20% приведет к увеличению соотношения госдолга к ВВП до 43%, внешнего долга к ВВП — до 28%. Поэтому, чтобы ублажить кредиторов, правительство продолжит избранную инфляционную стратегию в ущерб простым украинцам.
Татьяна Очимовская