Каким бы ни был окончательный вариант налогообложения депозитов на Кипре, после этого люди начнут по-другому смотреть на мир. Инвесторы и вкладчики будут иначе относиться к странам на периферии Европы — Испании, Португалии, Италии. Будет происходить переток капиталов. Но построенные за долгие годы бизнес-модели, через которые украинские компании работают с Кипром, за одну ночь не изменишь.
Новости по Кипру в какой-то момент привели к падению курса евро к доллару, но он быстро восстановил свои позиции. Медвежьи настроения относительно евро наблюдаются уже около полугода, и они не меняются. Большинство аналитиков по-прежнему ожидают снижения курса евро к доллару, у многих ориентиры — 1,10-1,20 доллара за евро. Но снижение курса евровалюты будет иметь в целом для экономики ЕС положительный эффект. В ослаблении евро в первую очередь заинтересованы европейские производители и экспортеры.
Прецедент опасный, но вряд ли он повторится в других странах Евросоюза. Кипр — уникальная страна. Пожалуй, больше нет похожего государства, где бы банковские активы в несколько раз превышали ВВП, а доля депозитов иностранцев составляла около 40%. На Кипре государство страхует все вклады до 100 000 евро. Если депозиты меньше этой суммы будут частично изъяты, то государство нарушит собственные гарантии.
Называть это налогом неправильно — это экспроприация. Она не может не отразиться на экономике Украины. Во всем мире из-за этого будет наблюдаться снижение аппетита на рисковые инвестиции, в том числе и в украинскую экономику — сократится приток прямых иностранных инвестиций в страну.
Украинский банковский и корпоративный сектор получит дополнительные проблемы. Многие обязательства наших компаний оформлены через кипрские структуры. Те, кто их контролирует, пострадают, их ресурс значительно уменьшится, а значит, уровень рефинансирования долгов по корпоративному сектору будет гораздо ниже, чем в прошлом году.
Кипрские банки в Украине пострадают так же, как и другие дочерние структуры европейских банков. ЕЦБ заявил, что необходимо почистить все банковские портфели на несколько триллионов евро. Речь идет не только о проблемных, но и о «несвойственных» активах — это может трактоваться и как «дочерние банки за пределами ЕС».
Есть опасность и в самом прецеденте. Если это делают киприоты, то почему не могут сделать и другие страны — Испания или Италия?
Следует ожидать лихорадки в паре евро/доллар. Волатильность евро значительно увеличится. Я думаю, в среднесрочном периоде евро будет двигаться к отметке 1,20 доллара за евро (на 19 марта курс составлял 1,294 доллара за евро).
Дмитрий Гриджук, председатель правления банка «Хрещатик»
На украинской банковской системе эти события практически никак не отразятся. У наших банков нет значительных средств на корсчетах в кипрских банках. Это, скорее, повлияет на торгово-экономические отношения двух стран. Возможны временные проблемы по расчетам юрлиц, которые ведут свои операции через Кипр. Конечно, будет наблюдаться трансформация инвестиционных денег с Кипра в другие страны. Например, в Прибалтику, в Лондон или даже в Новую Зеландию.
На котировках евро ситуация с Кипром радикально не отразится. Банковская система этой страны не имеет большого влияния в пределах всего Евросоюза. ЕЦБ вряд ли будет менять свою монетарную политику под влиянием реформы налогового режима на Кипре. На фоне негативных новостей с Кипра ожидается и позитив — страна в итоге получит финансовую помощь ЕС, и это стабилизирует экономику острова.
Вряд ли непопулярный опыт Кипра в точности будет использоваться другими странами ЕС. Но поиск новых путей улучшения финансового состояния за счет различных способов реструктуризации долгов может продолжиться. В зоне риска — в первую очередь страны с наибольшей долговой нагрузкой. Возможно, другие государства будут использовать и более изощренные способы решения своих финансовых проблем.
Грег Краснов, генеральный директор Platinum Bank
Ситуация на Кипре незначительным образом отразится на украинской экономике в целом. По оценкам некоторых специалистов, общая потеря украинских бизнес-структур от этих мер составит не более $200 млн. Курс евро уже находится под давлением из-за возобновленных кризисных ожиданий.
Меры, которые проводят киприоты, беспрецедентные, но не вызывают опасений относительно их использования другими странами ЕС. Введение налога на депозиты обусловлено, скорее всего, существующим восприятием европейских регуляторов доминирования российских депозитов в кипрской банковской системе.
Они, судя по всему, сочли несправедливым спасать российских олигархов за счет денег немецких налогоплательщиков. Этот фактор не будет присутствовать при рассмотрении плана помощи другим европейским странам.
Владислав Байрака, экс-председатель правления Банка Кипра
Я думаю, что Кипр все-таки примет одноразовый налог на депозиты. Но в итоге может оказаться, что полученная помощь ЕС будет меньше, чем отток депозитов из банков. Будет перераспределение капиталов. Кипр — основной иностранный инвестор Украины. Однозначно Кипр уже не будет считаться в Европе «тихой гаванью».
Вряд ли россияне и бизнесмены стран СНГ будут активно работать через кипрские банки или предприятия. Возможно, постсоветские страны развернутся в сторону Азии. Например, больше расчетов и схем будет проводиться через Сингапур и другие финансовые центры Востока. Многие перейдут в швейцарские банки. Это в основном публичные компании, а те, кто хочет сохранить определенную анонимность, будут выбирать азиатские страны.
Не исключено, что Украина получит от этого и какой-то позитив. Например, наши инвесторы, которые держат капиталы на Кипре, могут часть из них вернуть в Украину. Это положительно отразится на нашей экономике.
Курс евро немного просел, но это временное явление. Так же было во время кризиса в Греции. Тогда тоже евровалюта потеряла в цене. Но Грецию спасли, и курс вернулся на прежние позиции.
Вряд ли что-то похожее повторится в других странах Европы. Создается впечатление, что Европа через Кипр решила немного «наказать» Россию, так как основные потери понесет именно эта страна. Если аналогичный налог ввести в других европейских странах, то может рухнуть вся европейская банковская система. Вряд ли они на это пойдут.
Алексей Комаха