Спустя три месяца после объявления о начале реорганизации Государственной налоговой службы (ГНС) и Гостаможни президент Виктор Янукович указом N141 утвердил положение о Министерстве доходов и сборов. Это основополагающий документ, без которого невозможно утвердить структуру ведомства и наладить полноценную работу, заявили в ГНС. Положение находилось на согласовании у главы государства с января, а его подписание затянулось из-за подготовки национального плана действий на 2013 год. Кроме того, до конца «не была понятна позиция по созданию финансовой полиции», добавил собеседник в ГНС.
«Работа по объединению двух мегаведомств в одно была проведена колоссальная, люди работали по 10 часов в сутки»,— сказал источник в администрации президента.
Подразделения налоговой милиции будут работать в составе Миндоходов и его территориальных представительств, но временно — до консолидации правоохранительных функций по контролю за госфинансами в одной структуре. Среди основных задач — получение информации об уголовных правонарушениях в сфере налогообложения, таможенной и бюджетной политики и реагирование на них посредством оперативно-розыскной деятельности и досудебных расследований. Для выявления нарушителей чиновники министерства будут устанавливать местонахождение плательщиков, опрашивать их учредителей и должностных лиц. В первоначальном проекте положения этого пункта не было.
Главным оружием в борьбе с минимизацией налогов станут интеллект следователей и информационные технологии, считает министр Александр Клименко.
«Сбор доказательств, проведение экспертиз, правовая оценка нарушений могут и должны проводиться дистанционно. Поэтому следующий шаг — переориентация налоговой милиции на рискоориентированную систему»,— сказал он. Кадровый состав подразделения сократят.
Министерство сконцентрирует все функции, которые были у налоговиков и таможенников. Помимо контроля над правильностью начисления и уплаты налогов и сборов, расчетами в иностранной валюте и наличными расчетами, соблюдением лицензионных условий, разработкой прогнозных показателей доходов бюджета, в министерстве хотели получить право формирования и реализации политики в сфере госзакупок. Они также хотели самостоятельно, без взаимодействия с другими правоохранительными органами, проводить мероприятия по выявлению контрабанды наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, а в рамках международного сотрудничества — направлять представителей Миндоходов в дипломатические службы. Налоговики также хотели получить право координировать работу сельских, поселковых и городских советов по установлению местных налогов и сборов. Однако президент исключил эти пункты, но вписал новый: осуществление предварительного документального санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, экологического контроля при прохождении через границу. Напомним, Гостаможня не имела права пропускать груз без разрешений данных служб, что усложняло оформление товаров.
Получить право администрировать единый социальный взнос (ЕСВ) будет сложнее, так как, по утверждению источника в ГНС, Пенсионный фонд саботирует передачу информации. Ранее планировалась передача всех данных о застрахованных системой пенсионного обеспечения до 1 апреля. Согласно указу президента, фонд вместо сбора и ведения учета ЕСВ оставит за собой лишь право персонифицированного учета. Заместитель главы правления Пенсионного фонда Валентина Никитенко поясняет, что без утвержденного порядка передачи информации фонд ничего не может сделать, а, кроме того, право администрирования ЕСВ должен законодательно закрепить за Миндоходов парламент. «Нам неважно, сколько соберут ЕСВ, нам необходимо знать, с какой суммы уплачены страховые взносы, чтобы мы могли назначать пенсии»,— говорит госпожа Никитенко. К апрелю урегулировать вопрос передачи информации вряд ли удастся, отмечают в налоговой службе.
У министра Александра Клименко, согласно указу, будет три заместителя, при этом должность одного из них будет вводиться по необходимости «для осуществления отдельных заданий по решению президента».
«Кто это, пока неизвестно, поскольку Александр Клименко еще не определился с кандидатурами и не внес их на рассмотрение Кабмина»,— заявил собеседник в администрации президента.
В ГНС отказались назвать основных претендентов. Ранее источник сообщал о кандидатурах Андрея Игнатова и Андрея Головача, которые являются заместителями главы ГНС, а также Степана Дериволкова, замглавы Гостаможни. По словам собеседника «Ъ» в центральном аппарате ГНС, министерство уже в среду готово трудоустроить 30% необходимых кадров (около 800 чиновников). До подписания положения Миндоходов разработало временную структуру и штатное расписание. Они предусматривают работу 24 департаментов с численностью более 2,7 тыс. человек.
По мнению экспертов, вопрос кадрового обеспечения министерства — приоритетный. По словам главы налогово-юридической практики аудиторской компании Ernst&Young Владимира Котенко, от эффективности чиновников будет зависеть возможность реформирования налоговой и таможенной служб.
«Если кадры не будут соответствовать требованиям времени, то на руководство министерства ляжет двойная нагрузка»,— считает он.
Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко добавляет, что от оперативного формирования центрального аппарата министерства (региональные подразделения будут работать, как и ранее) зависит качественное и быстрое внесение изменений в законодательство. «А исправлять необходимо огромное количество законов. Например, бухучетом у нас занимается Минфин, а налоговым результатом — Миндоходов. И так по многим пунктам. Поэтому в течение года, особенно, учитывая, как работает Рада, будем исправлять нестыковки»,— поясняет господин Рубаненко. Хотя, по его мнению, было бы логичнее объединить ГНС и Гостаможню в структуре Минфина.
Наталья Непряхина