Как обстоят дела с посещаемостью после введения антитабачного закона в украинских заведениях? По оценкам рестораторов, снижение числа клиентов в сравнении с январем-февралем прошлого года выражается двухзначной цифрой. «По нашим наблюдениям, снижение посещаемости в целом по рынку — 15-20%», — констатирует генеральный директор сети ресторанов Mafia Евгений Резуев.
Спасительный февраль
Динамика разнится в зависимости от формата заведений. «Пабы потеряли до 10% клиентов, очень существенно запрет отразился на кофейнях, в ассортименте которых есть и спиртное и где люди традиционно проводили время с сигаретой, — перечисляет генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. — В таких заведениях спад мог достигать и 20%».
По нашим наблюдениям, снижение посещаемости в целом по рынку — 15-20%.Другое дело фастфуды, рестораны семейного типа, в которых либо изначально было запрещено курение, либо формат не располагает к сидению с сигаретой. Такие заведения оттока клиентов не ощутили.
Генеральный директор сети «Сушия» Роман Романчук называет еще одну категорию ресторанов, которые показали хотя и несущественное, но все же снижение посещаемости. Это заведения в спальных районах, клиенты которых проводят там относительно больше времени, чем завсегдатаи точек в центре города. «По таким ресторанам нашей сети мы временно наблюдали отток на уровне 4-5%», — рассказывает Романчук. В целом по сети «Сушия» снижение количества посетителей не зафиксировано. Впрочем, как отмечает Насонова, рестораны японской кухни изначально были меньше подвержены риску потерять клиентов-курильщиков благодаря высокому показателю дневных посещений и специфике аудитории.
Падение могло быть значительно большим. Отечественным рестораторам сыграло на руку то, что введение антитабачного закона совпало с началом высокого сезона.
Если до введения закона гости могли заказать кофе к сигарете и больше ничего, то сейчас таких чеков почти нет.На декабрь-март традиционно приходится много масштабных акций в ресторанах — празднование новогодних корпоративов, Дня Влюбленных, 8 марта. Но менеджерам приходилось прикладывать дополнительные усилия, чтобы сгладить негативные для них последствия от введения антитабачного закона. «В этом году маркетинговая активность более «агрессивная» из-за спада, вызванного запретом курения», — подтверждает Резуев.
Как это выглядит на практике? «Мы определили, что у нас не день, а неделя влюбленных», — приводит простой пример гендиректор Mafia.
Здесь курят?
Многие рестораторы решили, что правильнее будет приучить своих клиентов не курить в заведениях заблаговременно. Например, в ресторанах сети «Козырная Карта» заранее были развешаны таблички с предупреждением о том, что на никотин здесь скоро вводится табу. «Конечно, есть частные случаи, когда гость, например, после принятия крепкого алкоголя желает покурить, не выходя из помещения ресторана, — признает директор по внешней и внутренней коммуникации «Козырной Карты» Лилия Загребельная. — Бывают жалобы».
Часть заведений просто игнорируют запрет: отсаживают клиента за дальний столик, дают блюдце и позволяют курить.А бывает и наоборот. Не на диктофон рестораторы рассказывают: лучшая тактика борьбы с запретом на курение — ничего не запрещать. Главным образом это касается заведений, пик посещения которых приходится на поздний вечер — в первую очередь пабов. «Часть заведений просто игнорируют запрет: отсаживают клиента за дальний столик, дают блюдце и позволяют курить, — рассказывает Насонова. — В это время — 21:00-22:00 — проверяющие обычно уже не ходят».
Следить за соблюдением закона обязана Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей. Как сообщил глава ведомства Сергей Орехов, по состоянию на прошлую неделю было оштрафовано 32 ресторана и бара на общую сумму 44 000 гривен.
Часть заведений просто игнорируют запрет: отсаживают клиента за дальний столик, дают блюдце и позволяют курить.
Рестораторы ожидают, что к концу этого года курильщики окончательно приспособятся к новым правилам. «Люди привыкнут и вернутся в заведения, в которые они ходили раньше, — считает Резуев. — Альтернатива для них — заказ еды на дом или вообще отказ от посещения ресторанов. Не факт, что в долгосрочном плане все к этому готовы». По прогнозам компании, в 2013-м ее выручка увеличится на 5%. Романчук из «Сушия» ожидает, что оборот и количество посетителей сети останутся на уровне прошлого года. Впрочем, такие скромные ожидания связаны отнюдь не с запретом на курение. «Из-за сложной экономической ситуации в стране очень сильно просела прослойка среднего класса, для кого, в общем-то, мы в основном работали», — поясняет совладелец «Козырной Карты» Сергей Предко.
Анна Ковальчук