Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), выбрав тему, призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.
История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года, с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей, который был зафиксирован в штате Массачусетс (США), когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов питания, были приговорены к позорному столбу.
В 1890 году в США был принят антитрестовский Закон Шермана. Этот документ положил начало формированию законодательной базы для защиты прав потребителей.
15 марта 1962 года состоялось историческое выступление в конгрессе США президента США Джона Кеннеди, в котором он впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил четыре неотъемлемых его права: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным.
Зарегистрированное в 1960-е годы в Нидерландах независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей всего мира — Всемирная организация союзов потребителей, впоследствии дополнила Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1973 году Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Основным принципом, заложенным в концепцию документа, явилось признание потребителя в качестве наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях с предпринимателями-изготовителями и продавцами товаров и услуг.
В 1989 году в СССР была создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также региональные и республиканские общества потребителей.
Украина первая среди республик бывшего Союза приняла Закон «О защите прав потребителей». Для практической реализации Закона была образована Государственная инспекция по защите прав потребителей, которая в 1992 получила статус Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей. В 2008 году была создана Государственная жилищно-коммунальная инспекция, которая осуществляет защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Процесс становления и формирования системы защиты прав гражданина основывается на статье 42 Конституции Украины, согласно которой «государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ».
Защита и надзор за осуществлением в области прав потребителей осуществляют: Госпотребинспекция Украины, Антимонопольный комитет Украины, Государственная жилищно-коммунальная инспекция.