В самом банке не смогли прокомментировать рассылку письма. Секретарь в приемной председателя правления Виктора Пономаренко передала ему вопросы, но соединить с ним не смогла — «нет на рабочем месте».
Другие банкиры объясняют действия ПроКредит Банка (на 71-м месте в рейтинге с активами 2,3 млрд гривен) отсутствием на сайте НБУ актуальной информации о владельцах банков. Вследствие этого у кредитных учреждений нет официальных данных, которые помогли бы им определить, не связаны ли между собой их корпоративные заемщики и банки, с которыми они взаимодействуют на межбанке. Главная проблема — как учитывать активные операции при расчете обязательных нормативов НБУ. В частности нормативов Н7 и Н9, которые ограничивают кредитование в одни руки и кредитование инсайдеров (связанных лиц).
Последний раз информация о собственниках существенного участия (10 и более процентов акций) в банках публиковалась на сайте НБУ почти год назад — 1 апреля 2012 года. Ранее эти данные обновлялись примерно раз в квартал. Раскрывать информацию о собственниках банков НБУ обязан согласно закону «О Национальном банке Украины» (ст. 68).
Это требование появилось относительно недавно в связи с поправками, внесенными законом №3024-VI от 15 февраля 2011 года (соавторы документа — Юрий Воропаев и Ринат Ахметов). Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он был разработан во исполнение рекомендаций МВФ и Всемирного банка. Кроме того, раскрытие бенефициаров кредитных учреждений — обязательное требование Базельского комитета по вопросам банковского надзора.
Даже та информация о владельцах банков, которая публикуется, зачастую не раскрывает имена конечных собственников. «Каждый банк на сайте должен опубликовать своих акционеров, но вопрос — насколько это соответствует реальности?» — говорит член совета Украинского кредитно-банковского союза Ярослав Колесник.
Некоторые украинские банки отчитываются в том, что вообще не имеют акционеров с долей более 10% уставного фонда. Управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман уверяет, что «ничейных» банков в Украине не существует. «Зачастую права собственности разбросаны по нескольким структурам», — объясняет член совета НБУ Юрий Полунеев. По его словам, далеко не все изменения долевого участия в банках становятся достоянием общественности, так как многие сделки оформляются в офшорах.
Без официальных данных о владельцах банков и связанных с ними заемщиках финучреждения, которые ведут учет по международным стандартам, банки-кредиторы не могут официально идентифицировать своих контрагентов. По словам председателя правления иностранного банка, он и многие его коллеги знают, кто какой банк контролирует в Украине, но они не могут это обосновать своим аудиторам, которые подтверждают годовую отчетность. «По международным стандартам, если не раскрываются акционеры, мы не знаем, с кем мы работаем», — поясняет банкир.
По мнению бывшего заместителя председателя НБУ Александра Савченко, проблему непрозрачности собственности банков можно решить, если перевести всех на международные стандарты бухучета. «Тогда все участники рынка будут раскрывать своих бенефициаров, а аудиторы — проверять достоверность этой информации», — считает Савченко. В Нацбанке не комментируют отсутствие на сайте свежих данных о собственниках банков. Председатель НБУ Игорь Соркин на письменные вопросы источника не ответил.
Алексей Комаха