Судя по всему, причастные к созданию госпрограммы чиновники Минфина, Минэкономразвития и Миндоходов не сомневаются в эффективности предложенных мероприятий. Однако, опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты более сдержанны в своем оптимизме.
Владимир Дубровский, старший экономист и член наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований CASE Украина
В бюджетной сфере финансирование под госгарантии означает, что платить все равно придется, из бюджетов будущих периодов, но уже с процентами… Получателями таких гарантий на практике могут быть только государственные органы — распорядители бюджета, или местные власти.
С местными властями нужно заключать договор по результатам открытого конкурса. Он должен предусматривать полную прозрачность расходования средств, личную ответственность руководителей, взыскание в принудительном порядке, возможно, с рассрочкой всей суммы. Далее, в случае применения гарантии, эту сумму придется вносить из государственного бюджета. Поскольку местные органы власти получают субвенции из центра, а их собственные финансы идут через Госказначейство, такие условия легко обеспечить. В случае кредитования предприятий это сделать было бы гораздо труднее, если вообще возможно.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова
Мы уже видели результативность деятельности инвестиционного фонда, который должен был финансировать постройку LNG-терминала, а также другие финансовые проекты. В результате — были только скандалы. Идею создания еще одного государственного банка, который будет пропускать через себя дешевые кредиты, может постигнуть та же участь.
Кто будет рассчитываться за дешевый ресурс? Это значит, что одни будут получать существенные льготы, а все остальные должны будут нести ответственность. Если кому-то что-то дешево достается, то за это должны платить другие. Если есть желание реализовывать инвестиционные проекты, достаточно было выделить ресурс крупным банкам. Хотя бы по той причине, что коммерческие банки, как правило, гораздо лучше управляют проектам, чем государственные. Они имеют гораздо лучшую отчетность. А если это международные банки, то они обязательно проходят международный аудит. Идея создания дополнительной структуры, которая будет распределять государственные деньги, на мой взгляд, не является здравой.
Павел Розенко, замглавы комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда
Я не являюсь сторонником создания Государственных банка развития, поскольку это будет еще одна коррумпированная вертикаль, которая через государственные механизмы будет предоставлять какие-то преференции тем или иным предприятиям. Потому НБУ просто должен проводить такую кредитную политику, которая будет адекватна ситуации. Ведь истинные проблемы реального сектора экономики кроются в кредитах под 25% годовых при нулевой инфляции. А создание нового банка, который за откаты будет выдавать кому-то кредиты, этой проблемы не решит.
Ирина Черныш