Отдельный закон о внутренней торговле бизнесу вообще не нужен — достаточно исполнять уже существующие. Отношения производителя и продавца регулируются контрактами, в рамках Гражданского и Хозяйственного кодексов, а также Закона «О банкротстве». А способов принуждения исполнения контрактов в украинском законодательстве более чем достаточно.
Игорь Гарбарук из Минэкономразвития придерживается другого мнения. По его оценке, норма, устанавливающая четкие сроки расчета ритейла за поставленный товар, позитивно скажется на работе поставщиков. «В последние годы в сетях резко выросла цифра отсрочки платежей: сначала 30 дней, потом 45, 90, а есть и 180», — говорит Гарбарук. По сути, ритейлеры таким образом предоставляют себе беспроцентные кредиты, в то время как поставщики страдают от дефицита оборотных средств.
Аренда для МАФа. К провальным нормам проекта Ляпина относит и требование размещать МАФы на земле государственной собственности исключительно на основании договора аренды (штраф за нарушение — 500 необлагаемых минимумов). По словам депутата, участки для объектов торговли Киевсовет не хочет ни продавать, ни давать в аренду. «Процедуры сдачи в аренду земли под МАФ вообще нет, взять ее в аренду невозможно», — подтверждает народный депутат Оксана Продан (УДАР), которая также считает законопроект губительным. По ее мнению, реализация нормы об аренде автоматически сделает все существующие в стране МАФы нелегальными.
Новые отчеты. Лишней административной нагрузкой называют положение о необходимости упрощенцев представлять отчеты о результатах торговой или производственно-торговой деятельности органам государственной статистики по итогам года. «И это все плюс к тому, что есть отчетность по Налоговому кодексу», — возмущается Оксана Продан. По ее словам, товары нужно будет учитывать и по ассортименту (виду, цвету, размеру, составляющим). «Если ты эту кофту как минимум четыре раза не посчитал, то это влечет ответственность согласно законодательству о защите прав потребителей», — говорит нардеп.
В Минэкономразвития, напротив, никаких проблем в подаче годовой отчетности не видят. «Если вы заходите в МАФ и покупаете какую-то вещь, то продавец открывает журнал, записывает, какую позицию он продал, за сколько и время продажи. То есть эта статистическая отчетность необходима хозяину, и в чем состоит проблема, чтобы эту отчетность предоставить государству, чтобы оно тоже могло оценивать товаропотоки?», — недоумевает Игорь Гарбарук.
Режим торговли рабочих точек будет устанавливаться органом местного самоуправления по согласованию с продавцом. То есть власти сами смогут решать, когда открываться и закрываться магазину
Местный диктат. Законопроект также дает право местным властям ограничивать торговлю товарами, в отношении которых действует возрастной ценз (алкоголь и табак). При этом режим торговли рабочих точек будет устанавливаться органом местного самоуправления по согласованию с продавцом. То есть власти сами смогут решать, когда открываться и закрываться магазину. Также путем издания подзаконных актов будет решаться вопрос использования кассовых аппаратов. «Любым приказом какого-то органа власти можно будет разрешить требовать кассовый аппарат у абсолютно всех предпринимателей, даже у плательщиков единого налога», — рассказала Оксана Продан.
Прописка для Интернет-магазинов. Государство и бизнес исполняют разные функции, поэтому естественно, что их интересы могут не совпадать, говорит Игорь Гарбарук, директор департамента развития торговли Минэкономразвития. Среди позитивных новаций проекта чиновник называет, например, требование о наличии офисного помещения у предпринимателей, осуществляющих интернет-торговлю (штраф за нарушение — 100 необлагаемых минимумов). Эта норма должна прибавить уверенности потребителю в том, что он сможет вернуть товар в случае его брака. Также к позитиву он относит и ограничение продажи алкоголя и табака — по проекту, продавать их можно будет только в четко отмежеванных отделах или специализированных магазинах.
Торговый Майдан
Представителей бизнеса возмущает как сама по себе возможность принятия такого закона, так и тот факт, что при доработке документа правительство не считается с их замечаниями. «Мы брали участие во многих рабочих группах, которые обговаривали этот законопроект. Мы и другие ключевые ассоциации считаем, что это было фальсификацией обсуждения: нас слушали, но не слышали», — заявил Александр Балдынюк, глава ассоциации Укркондпром. В Минэкономразвития утверждают обратное. По словам Игроя Гарбарука, содержание законопроекта сформировано «согласно тем предложениям, которые предоставлялись и обсуждались».
Мы и другие ключевые ассоциации брали участие во многих рабочих группах, которые обговаривали этот законопроект. И мы считаем, что это было фальсификацией обсуждения: нас слушали, но не слышали
Между тем, в четверг, на расширенном заседании Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при Кабмине, его члены единогласно проголосовали за то, чтобы обратиться к премьеру и президенту с просьбой не поддерживать проект, поскольку он создает проблемы для бизнеса и создает условия для коррупции. Также совет одобрил предложение просить руководство государства уволить ответственных за разработку проекта лиц. Однако присутствовавший на заседании представитель Минэкономразвития Игорь Гарбарук ясно дал понять, что министерство готово рассматривать лишь замечания к проекту, но речь о его отзыве вообще не идет. Однако предприниматели готовы отстаивать свои права посредством массовых уличных протестов. Свою поддержку в парламенте (судя по всему, путем блокирования проекта) высказали депутаты Ксения Ляпина и Оксана Продан.
Тем временем проект закона «О внутренней торговле», который был размещен 16 января на официальном сайте Минэкономразвития, на прошлой неделе был снят, а законопроект «О финансовых основах осуществления внутренней торговли» N2256 (как говорят предприниматели, с идентичным содержанием, но под другим названием), зарегистрированный 8 февраля в ВР нардепом-регионалом Антоном Яценко, на днях был отозван.
Торг уместен. Бизнес требует отозвать закон о внутренней торговле
Скандальный законопроект «О внутренней торговле», разработка которого началась еще в 2007-2009 годах и продолжается по сей день, может так и не стать законом. В Кабмине утверждают, что документ позволит систематизировать отношения между участниками рынка, а также между бизнесом и властью. Но предприниматели видят только административное давление и угрозу коррупции, и даже готовы вывести людей на улицы, если Кабмин попробует протолкнуть проект через парламент, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Новая попытка
В 2012 году законопроект N9443, зарегистрированный еще 10 ноября 2011 года, так и не удалось принять, и в конце декабря правительство его отозвало в связи с избранием нового состава парламента. Однако в начале января текущего года процесс возобновился: премьер Николай Азаров поручил Министерству экономического развития и торговли в течение месяца доработать документ. Судя по решительным заявлениям главы правительства, он намерен добиться принятия закона в ближайшее время.
Помимо заявленной заботы о бизнесе и потребителях, правительство открыто говорит о своей финансовой заинтересованности: повысить поступления в госбюджет путем выведения деятельности части предпринимателей, в особенности представителей малого бизнеса, из «тени». По словам Игоря Гарбарука, директора департамента развития торговли Минэкономразвития, принимающего непосредственное участие в разработке уже полтора года, в 2011 году расходы украинских потребителей на покупки составили 1 трлн 24 млрд грн. При этом товарооборот юридических лиц и СПД составил две трети от данной суммы. «Мы четко понимаем, что порядка 350-360 млрд грн товарооборота сформировали юрлица, еще 350 млрд грн — упрощенцы, и третья часть — это теневой рынок», — говорит Гарбарук.
С названных сумм юрлица заплатили 30,7 млрд грн налогов, упрощенцы — 3,8 млрд грн. «Товарооборот абсолютно похожий (у упрощенцев), а налоги они платят в 10 раз меньше», — прокомментировал названные цифры представитель Минэкономразвития.
Претензии бизнеса
Общую оценку предложенного правительством проекта можно сформулировать так: рынок прекрасно обойдется без нового закона. Но у бизнесменов есть претензии и к конкретным положениям документа.
Задержка оплаты. Среди самых противоречивых норм документа (речь идет о проекте, который был размещен 16 января на официальном сайте Минэкономразвития) называют установление строгих сроков расчета за поставленные в супермаркет продукты питания и высоких штрафов за нарушение этой нормы (500 необлагаемых минимумов). Взаимоотношения производителя и продавца регулируются контрактами, в рамках Гражданского и Хозяйственного кодексов, а также Закона «О банкротстве». А способов принуждения исполнения контрактов в украинском законодательстве более чем достаточно, подчеркивает один из главных противников проекта, народный депутат Ксения Ляпина (Батькивщина). По ее убеждению, отдельный закон о внутренней торговле бизнесу вообще не нужен — достаточно исполнять уже существующие.