Более того, в 2013-м году ожидается повышение себестоимости строительства еще на 6-10%. Естественно, подтянутся вверх и цены. Емкая доля в стоимости метра приходится на строительные материалы — кирпич, бетон и раствор, которые подорожали на 15-17% в 2012-м году; железобетонные конструкции на 7-25% в зависимости от вида изделия. В целом удорожание строительных материалов за 2012-й год оценивается в 20%. Это чрезмерно высокий показатель, нивелирующий любую возможность снижения цен для конечных потребителей.

Весной 2013-го прогнозируется традиционное подорожание кирпича сразу после того как запустятся заводы и, выпустив первую партию, игроки рынка смогут в комплексе оценить новые затраты. В первую очередь, это касается газа, используемого в технологическом процессе изготовления кирпича, а также горюче-смазочных материалов, транспортировки грузов, электричества для юридических лиц.

«На протяжении зимы пока заводы стоят, застройщики выкупают кирпич со складов по старой цене. Поэтому мы пока что пребываем в ожидании новых расценок», – говорит Инна Бречко.

Единственным товаром, не подвергшимся увеличению стоимости, являются металлопластиковые профили благодаря временным снижениям евровалюты.

Кроме строительных материалов в конечную стоимость квадратного метра входят некоторые базовые составляющие — финансовая, нематериальная, прибыль.

Под первой категорией подразумевается манипуляции, производимые заказчиком проекта при помощи вложения денежных средств:

  • Приобретение земельного участка;
  • Оплата транспортных расходов, аренды спецтехники;
  • Закупка стройматериалов. От 54% и выше на сегодняшний день обходится строительным компаниям возведение строительной коробки в зависимости от качества используемых материалов. С 1 января 2013 года увеличены таможенные пошлины более чем на сто групп товаров, импортируемых в Украину, в том числе и на некоторые стройматериалы;
  • Обслуживание кредитов;
  • Ввод в эксплуатацию и стоимость подключения к коммуникациям;
  • Оплата за разработку и согласование архитектурного проекта;
  • Выплата зарплат работникам строительства и офиса, доля составляет минимум 10% от себестоимости;
  • Отчисления за технические условия (застройщик за свои средства прокладывает инженерные сети), организационные сборы, налогооблажение, в частности, на развитие города.

Кроме того, нематериальные активы с точки зрения потребителей в реальности удерживают до 40% от совокупной стоимости квадратного метра, так как являются для компании, заказывающей строительство, затратной частью. К ним относятся формирование бренда, реклама, месторасположение жилого дома, социальная и бытовая инфраструктура, благоустройство, и другие косвенные факторы.

Наценка. Именно рентабельность строительного бизнеса из года в год варьирует между показателями от 20% до 30%. Кроме того, застройщики, предлагающие рассрочку, закладывают свои риски в стоимость квадратного метра.

Если же говорить о рынке, то наиболее существенным ценообразующим фактором является уровень спроса, который вернулся к докризисным показателям. Согласно информации Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, в 2008 году было введено 10 млн 496 тыс. кв. м жилья, в 2013-м — 10,5 млн кв. м.