Это помогает регулировать тарифную политику по КАСКО, повышая цены на страховки по тем маркам авто, которые принесли больше всего убытков и, наоборот, снижая стоимость полисов безубыточных. «Инвестгазета» опросила лидеров украинского рынка автострахования, выяснив, водители каких марок машин чаще других обращались в 2012 году за страховыми выплатами.
Восточный страх
Японские автомобили второй год подряд занимают лидирующие позиции по размеру выплат у страховщиков. По итогам прошлого года в тройку лидеров вошли Toyota, Mitsubishi и Infiniti. Примечательно, что годом ранее лидировала Honda, в числе самых «дорогостоящих» для страховщиков была также Mazda.
Участники рынка связывают это с несколькими факторами. В 2012-м львиную долю в объемах страхования занимали автомобили японских и корейских производителей. По словам менеджера по региональному развитию СК «QBE Украина» Игоря Верича, этому способствовали лояльная ценовая политика производителей, дилеров и рестайлинг марок. На стоимости ремонта «японцев», а значит, и на размерах страховых выплат, также отразилось землетрясение 2011 года. Только одна Toyota Motor вынуждена была временно приостановить работу всех своих 12 заводов на территории Японии. Не работали производства Nissan Motor, Honda Motor и Mitsubishi Motors. Это, по мнению страховщиков, привело к тому, что за последние полтора года ремонт этих марок стал обходиться дороже на 20%.
Причину лидерства Toyota страховщики объясняют ростом популярности обновленных моделей этой марки. Еще год-два назад Toyota входила в категорию безубыточных марок, поэтому многие страховщики тогда снизили базовый тариф для таких авто на 1-2 п.п. Это способствовало росту продаж полисов КАСКО для машин данного бренда, но впоследствии — и росту страховых выплат.
Автомобили бренда Mitsubishi занимают вторую позицию по выплатам второй год подряд. Собственникам этих авто присущ агрессивный стиль вождения, что приводит к более частым убыткам. Плюс высокая стоимость ремонтных работ и запасных частей.
Такая же ситуация и с Infiniti, замыкающей тройку лидеров по объемам страховых выплат. Высокую убыточность этой марки страховщики объясняют мощностью и скоростью авто данного бренда. Infiniti эксплуатирует спортивный имидж, что приводит к более частым ДТП.
Кроме «японцев», в список самых убыточных по КАСКО вошли также Geely, Hyundai, Skoda и Ford. Частые выплаты по китайским авто страховщики связывают с невысокой прочностью этих машин и их склонностью к тотальным повреждениям при ДТП. Рост убытков по авто марок Hyundai напрямую связан с увеличением продаж этих машин в 2012 году, авто марок «среднего менеджерского звена» Skoda и Ford — с их активной эксплуатацией средним классом и предприятиями.
Премиум без денег
Наряду с рейтингом самых «непривлекательных» для страховщиков марок авто «Инвестгазета» составила и рейтинг самых безубыточных. лидерство здесь удерживают автомобили премиум-класса. Это объясняется тем, что средний размер страхового возмещения в два-три раза ниже, чем средняя стоимость страховки. Кроме того, машины премиум-класса реже попадают в аварии, так как их владельцы часто нанимают опытных водителей со стажем вождения более 10 лет, говорит начальник управления андеррайтинга автокаско Украинской страховой группы Евгений Леонов.
К тому же дорогие авто, как правило, пропускают другие участники дорожного движения, чтобы «не связываться», а если столкновение и происходит, их владельцы редко обращаются в страховые компании за небольшими выплатами. Чаще других среди безубыточных страховщики называли Audi, BMW, Lexus и Porsche, хотя некоторые участники рынка понесли значительные убытки, связанные с угоном автомобилей этих марок. Например, самая крупная выплата по КАСКО в страховой компании «Наста» — 810 тыс. грн — связана с угоном застрахованного BMW. В «Гарант-Авто» самой убыточной назвали марку Porsche, по которой, в связи с угоном авто этой марки, в прошлом году компания выплатила около 307 тыс. грн.
Прогнозы на 2013-й
Неожиданностью стало присутствие в рейтинге безубыточных корейской Кia. В прошлом году украинцы купили таких авто на 73% больше, чем в 2011 году. Продажи машин этой марки выросли с 9-го до 3-го места, при этом львиную долю составило бюджетное предложение Kia Rio. Рост реализации полисов автострахования для таких авто в прошлом году несомненно должен привести к росту выплат по ним в нынешнем. На рынке СК также ожидают увеличения выплат и по машинам марки Volkswagen в связи с их популярностью в Украине и повышением цен на ремонт в 2012-2013 годах. Итогом таких ожиданий может стать рост тарифов на данные марки автомобилей на 2-3%, но это произойдет уже по итогам 2013 года.
По оценкам ЛСОУ, объемы выплат по КАСКО к концу года могут возрасти на треть. Во-первых, потому что в портфелях всех страховщиков увеличивается доля б/у автомобилей. А во-вторых, потому что дороги в Украине сейчас не просто плохие, а отвратительные. И страдают на них автомобили всех марок вне зависимости от цены.