Эти изменения являются следствием вступления в силу Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и имущественных прав на недвижимое имущество».
Вступившие в силу с 1 января новые правила, вызвали панику как среди простых граждан, так и самих регистраторов недвижимости и риелторов…
Рынок замер. Практически весь январь нотариальные конторы не оформляли операций купли-продажи. В феврале ситуация особо не изменилась: нотариусы только начинают разбираться в новых правилах…
С этого года круг полномочий БТИ резко сократился. Теперь его подразделения будут заниматься только технической инвентаризацией объектов недвижимости и изготовлением технических паспортов. Зато напоследок здесь устроили, что называется, «пир во время чумы». Толпы отчаявшихся граждан штурмовали в конце года все БТИ Украины, а заявления на изготовление вожделенной «выписки» из реестра принимались только до середины декабря…
Казалось бы, эти заявления должны были принимать до конца года, пока не вступит в силу новый закон. Но нет! Сотрудники ведомства ссылались на огромное количество поступивших заявлений и невозможность их обработать до 1 января 2013 г.
Вместе с тем, во многих риелторских фирмах брались зарегистрировать заявления в БТИ буквально в последних числах декабря. Только стоимость такой «посреднической услуги» составляла около… 5 тыс. грн.
Побывав в государственной нотариальной конторе Белой Церкви, я побеседовала с госнотариусами, которые рассказали, что большинство их коллег еще просто не имеют всей информации о том, как правильно производить регистрацию недвижимости в электронном виде.
Желающих купить и продать недвижимость хоть отбавляй, однако особо рассчитывать на государственных нотариусов в первое время не придется: они завалены работой по завещаниям.
Кроме того, у частных нотариусов хорошая материальная база, оргтехника, а в казенных нотконторах чаще всего один компьютер — на троих или четверых нотариусов. Как тут зарегистрировать в электронном реестре недвижимость, если этот процесс по самым скромным подсчетам может занять полдня?
«Нотариус определен, как специальный субъект, на которого возложены функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество согласно Закону »О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их отягощений«, — поясняет заведующая Белоцерковской городской государственной нотконторы Антонина Кравец. — Он получит печать регистратора».
Особенно трудно нотариусам из глубинки.
«Мы будем просить клиентов заранее приносить документы, чтобы быстрее прошла сделка, — объясняет один из частных нотариусов. — Если начать процесс купли-продажи и перерегистрацию недвижимости с ноля, он может растянуться на два дня. Ни у кого нет опыта подобной работы. А по закону такие сделки должны совершаться за день».
Интересно: как отнесутся к этому клиенты? Оставить у частного нотариуса оригинал права на собственность, паспорт или другие важные документы захочет далеко не каждый…
«Сейчас при оформлении договоров купли-продажи нотариусам фактически приходится производить два совсем разных по своему назначению действия, — комментирует Константин Цуперяк, юрист юрфирмы »Можаев и партнеры«, — Первое действие: классическое нотариальное свидетельство договора купли-продажи согласно Закону »О нотариате« и Порядку проведения нотариальных действий нотариусами Украины. Как это было раньше. Второе действие: новация, согласно которой нотариус осуществляет государственную регистрацию вещественного права путем внесения информации в Государственный реестр и выдает выписку согласно Закону »О государственной регистрации вещественных прав на недвижимое имущество и их отягощений" и Порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений. Таким образом, это по своей природе совершенно разные процедуры, регламентирующиеся разными нормативными актами.
Трудности на практике возникают потому, что эти действия нотариусам необходимо совершать одновременно согласно части 9 ст. 15 вышеупомянутого закона, где предусмотрено, что "государственная регистрация прав в результате проведения нотариального действия (выдачи отказа от него), осуществляется одновременно с проведением такого действия.
Понятно, что из-за отсутствия четких норм и рекомендаций нотариусы вынуждены самостоятельно выходить из такой ситуации".
Как же могут защитить себя граждане? В теленовостях прошла информация о том, что уплаченные за услуги деньги в случае продления сделки на второй день попросту пропадают, а сделка становится недействительной.
«Пункт 8 Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, — поясняет Константин Цуперяк, — предусматривает, что »нотариус выдает заявителю карточку приема заявления о государственной регистрации прав".
Такая карточка является аналогом расписки и подтверждает принятие тех или иных документов.
Кроме оплаты услуг, клиенты должны предоставить нотариусу квитанцию об уплате госпошлины за проведение регистрации (семь необлагаемых минимумов доходов граждан, т. е. 119 грн). Потребуется также квитанция об уплате за выписку, которая выдается по результату регистрации права собственности. Средства перечисляются на счета Государственного казначейства.
Таким образом, на руках у плательщика остаются документы, подтверждающие уплату соответствующих средств, поэтому они никуда не могут исчезнуть, а законом не предусматривается срок действия такой оплаты".
Что касается самой процедуры внесения недвижимости в реестр, то в отличие от «Укргосреестра» (организации, которая будет теперь регистрировать имущественные права), где эта процедура занимает до 14 календарных дней, нотариусы обязаны провести ее в один день — вместе с процедурой купли-продажи.
Интересно, а что стоит за всеми этими нововведениями? Желание улучшить жизнь украинцев, сократив до минимума время регистрации их собственности? (Кстати, с 1 января 2014 г. срок регистрации в «Укргосреестре» сократится до пяти календарных дней), пишет ЗН. Или дело в неистребимом желании контролировать всех и вся?
Думается, что последнее. Дело в том, что регистрация собственности, документы о которой до этого тихо хранилась в фолиантах тысяч БТИ по всей Украине, может и дальше продолжать тихо храниться — регистрация недвижимости в электронном реестре проводится на добровольных началах. И под нее автоматически подпадают только владельцы новой, незарегистрированной собственности.
Вряд ли обладатель уже имеющейся недвижимости побежит в отделение «Укргосреестра» с безумным желанием быть включенным в электронную базу данных.
А вот продавать и покупать недвижимость люди будут. И при процедуре купли-продажи уже никто не сможет обойти внесение в электронную базу: нотариус обязан это сделать одновременно с оформлением документов.
Хочешь — не хочешь, а тебя «посчитают», как печально известного персонажа мультфильма.
Чем чревато «засвечивание» в электронной базе данных — вполне предсказуемо. Во всяком случае, доступ к сведениям о собственности граждан будет значительно упрощен.
Замдиректора Департамента государственной регистрации вещевых прав на недвижимое имущество Укргосреестра Анатолий Лещенко в своих интервью заверяет, что: «Во время создания и функционирования электронной базы данных были применены все системы защиты, предусмотренные законодательством Украины. …Вся система проходила опытную эксплуатацию, начиная с февраля 2012 г. Все ранее выявленные недостатки уже устранены, поэтому система функционирует бесперебойно…»
Однако, давайте вспомним нашумевшие хакерские взломы главных государственных ресурсов…
Желание присваивать всевозможные идентификационные номера, вводить документы, идентифицирующие граждан по отпечаткам пальцев и пр. биологическим данным, вводить собственность людей в электронные базы данных — все это свидетельствует о неуемном желании контролировать каждый шаг человека.