С чего начать
Открывать фирму желательно весной, чтобы накануне летних отпусков выйти на самоокупаемость. «В этом случае первую прибыль можно получить уже через шесть месяцев с даты старта», — утверждает Василий Пореченков, собственник фирмы «Чистый дом» (Харьков).
Прежде всего, необходимо учесть величину вашего населенного пункта. Клининговая фирма имеет право на существование в больших городах (минимум 400 тыс. населения). Создавать подобное предприятие в районных центрах и небольших городках пока не имеет смысла.
Потенциальные клиенты-физлица: граждане с доходами свыше 7,5 тыс. грн на члена семьи в месяц (таким клиентам можно предлагать генеральную уборку коттеджа или квартиры) и население с доходами от 2,5 тыс. грн на члена семьи (может быть востребована химчистка ковровых покрытий, мебели).
Из юрлиц на роль клиентов подойдут торгово-развлекательные центры, крытые рынки, кинотеатры, автовокзал, складские помещения, спортивные заведения, рестораны и кафе, учебные заведения, промышленные предприятия. Для всех категорий клиентов будет актуальна уборка строительного мусора. В теплое время года можно расширить сферу деятельности, предложив услуги по уходу за приусадебными участками.
И наконец, необходимо оценить состояние рынка клининговых услуг в вашем городе — наличие и количество существующих фирм по уборке, их специализацию и стоимость предлагаемых услуг.
Наибольший риск данного бизнеса — фирмы-однодневки. Обычно их открывают бывшие сотрудники клининговых фирм, купив минимальный ассортимент недорогого подержанного оборудования и наняв гастарбайтеров, готовых работать за «чашку риса».
Такие фирмы обычно демпингуют (иначе как переманить клиентов у бывшего шефа), велик риск нарушения сроков выполнения работ, да и далеко не все виды работ могут быть выполнены (вряд ли у них в команде профессиональные альпинисты).
Помещение
Идеальный вариант — помещение площадью 90-120 кв. м, из которых 40-50 кв. м будет предназначено для офиса и 50-70 кв. м — для хранения инвентаря. Главное, чтобы помещение имело удобный вход, поскольку работникам будет трудно таскать инвентарь по ступенькам. Кроме того, не будет лишней и площадка около здания для парковки автотранспорта.
Не стоит искать фешенебельные апартаменты в престижном районе, поскольку впечатление на клиента будете производить не внешним видом офиса, а качеством работы. На первых порах можно арендовать квартиру, если соседи попадутся неконфликтные.
«Клининговая компания должна работать ежедневно, — рассказывает Пореченков. — Режим работы по обслуживанию физических лиц с 9:00 до 21:00. С юридическими лицами режим работы согласно заключенным контрактам (преимущество ночью). Наибольшее количество заказов приходится на вечернее и ночное время, часто бывают срочные заказы. Серьезная фирма работает в любое удобное для заказчика время».
Инвентарь
Основные орудия труда — ковромоечная машина, пылеводосос и полотер. Покупка именно профессиональной уборочной техники потребует значительных денежных вложений.
«Я бы даже не пытался в целях экономии заменить профессиональные машины обычными бытовыми, — говорит Николай Озерняк, менеджер компании Center Clean. — Бытовая техника не выдерживает больших нагрузок, в конечном итоге, закупка уборочного инвентаря обойдется дороже».
Профессиональная уборочная техника довольна громоздка. Ее конструкция предусматривает удобство перемещения, однако одному человеку выгрузить ковромоечную машину из микроавтобуса тяжеловато.
Для начала достаточно по одной единице уборочной техники. Метлы, швабры и т.п., по расчетам Озерняка, следует покупать из расчета один комплект (состоящий из ведра, щетки, швабры и расходных материалов) на бригаду из двух человек. Понадобятся также бытовая химия и расходные материалы (мочалки, тряпки, перчатки, «парики» для швабр, различные «стяжки» и т.п.
Кроме того, необходимо обзавестись собственным транспортом — микроавтобусом или автофургоном.
Стоимость услуг
Цены на услуги определяются объемом работ, в первую очередь учитывается площадь помещения. При заключении долгосрочных договоров или при большом объеме работ предусматриваются скидки до 10% стоимости заказа. Срочные заказы оплачиваются по двойному тарифу.
При выполнении уборки помещений стоимость работ складывается, в среднем, из расчета 7 грн./кв. м площади. В большинстве случаев для определения стоимости заказа на объект выезжает директор, либо подобными полномочиями наделяют бригадира или старшего группы уборщиков.
Персонал
Подбору персонала для клининговой фирмы необходимо уделить особое внимание. Это как раз тот случай, когда кадры решают все. Даже при самых привлекательных для заказчика расценках плохо выполненная уборка или грубое общение диспетчера приведут к потере клиента.
Нарекания или недовольство со стороны заказчика могут значительно пошатнуть репутацию фирмы. Наиболее подходящий персонал, по мнению владельцев клининговых фирм, — это порядочные, ответственные и добросовестные мужчины и женщины 23-35 лет.
Обычно управляющий (собственник бизнеса) занимается организационными вопросами ведения бизнеса, поиском и привлечением заказчиков (юридические лица), работай с налоговыми и прочими государственными органами. Менеджер занимается приемом заказов по телефону, составляет план выполнения работ. Задачи старшего смены — доставка работников до места, организация процесса уборки и контроль качества выполненных работ.
Уборщики занимаются непосредственно выполнением работ по уборке помещений. Штат постоянных сотрудников «среднестатистической» столичной клининговой фирмы насчитывает около 20 человек. Помимо штатных уборщиков, 20-30 человек работают по совместительству.
Специалисты по уборке обязательно должны быть взаимозаменяемы. Желательно, чтобы бригадир или старший группы уборщиков имел водительские права. Можно сэкономить собственное время и зарплату штатного водителя, если оформить доверенность, к примеру, старшему группы на управление служебным транспортом.
Важно найти хорошего секретаря. Он может работать как диспетчер, принимая заказы, и как менеджер, организуя своевременное выполнение заявок. Секретарь в фирмах по уборке помещений является связующим звеном между заказчиком и фирмой. От того, насколько он будет компетентен и доброжелателен, зависит, получит ли ваша фирма очередную заявку или же она достанется конкурентам. Способность секретаря убедить клиента, что работа будет выполнена качественно, быстро, а главное недорого, — это уже полдела.
Опытные владельцы клининговых фирм советуют «посадить» персонал на процент от выработки — примерно 15-20% суммы заказа. Такая форма оплаты, как показывает практика, способствует более добросовестному отношению к работе.
Юридические тонкости
Фирмы, предоставляющие услуги по уборке помещений, должны застраховать себя от недобросовестности уборщиков и необоснованных претензий заказчиков.
«Во избежание конфликтов лучше заключить договор на предоставление услуг с клиентом (даже на разовую услугу), — рекомендует Алексей Супонев, юрист ЮФ »Правовед«. — В договоре желательно предусмотреть объем выполняемых работ; критерии качества предоставленных услуг; прием выполненной работы в присутствии обеих сторон; оплату (после приемки-сдачи работ)».
По желанию сторон может быть сделана опись имущества, находящегося в квартире (чтобы избежать претензий относительно порчи, кражи и т.д.). В договоре желательно предусмотреть и следующий пункт: «Если у заказчика отсутствуют квитанции, чеки или другие документы, подтверждающие стоимость поврежденного имущества, фирма обязуется компенсировать ущерб в размере, установленном независимым экспертом (специалистом-оценщиком)».
Примерный перечень оборудования
Наименование | Минимальная цена, грн |
Кабельная поломоечная машина | 8 500 |
Сетевая поломоечная машина | 26 000 |
Промышленный пылесос | 6 000 |
Полотёр | 7 000 |
Фен для сушки ковров | 5 000 |
Уборочные тележки и ведра на колёсах | 1 000 |
Уборочный инвентарь | 1 000 |
Бытовая химия | 500 |